Скульптор смеялся на католическими догматами или стремился максимально точно воплотить образ святой?
Игорь Воеводский о шедевре Джанлоренцо Бернини.
Скульптор смеялся на католическими догматами или стремился максимально точно воплотить образ святой? Дотошно следовал описанию видения или неприкрыто воплощал эротику в скульптуре?
Можно построить еще множество таких конструкций, пытаясь осмыслить и прокомментировать одну из самых гениальных работ выдающегося итальянского скульптора Джанлоренцо Бернини.
Путеводители по Риму, конечно, педалируют тему эротики, привлекая читателей и, одновременно, посетителей церкви Санта-Мария-делла-Виктория. Источники в интернете либо «не замечают» неоднозначности композиции, либо также склоняются к неприкрытой эротике.
Я долго разглядывал скульптуру один, а потом вместе с туристами. Один из моих туристов – большой знаток искусства – с удивлением узнал, что помимо центральной композиции справа и слева от неё располагаются не менее интересные элементы. В книгах он их не видел.
Но прежде, чем дать свой комментарий «двусмысленного» шедевра, бегло напомню этапы судьбы и творчества одного из самых известных, самых успешных и самых талантливых мастеров итальянского барокко. Нужно знать на каком жизненном этапе он оказался, когда приступил к работе над одним из своих непревзойдённых шедевров.
Джанлоренцо Бернини был баловнем судьбы. Наделенный ярким талантом, общительный и привлекательный внешне, он родился в семье успешного скульптора и архитектора, главы артели, выполнявшей самые ответственные работы в Риме. Отец заметил талант ребёнка и пестовал его, готовя звёздную карьеру. Он начал с показа богатым заказчикам нарисованной сыном головы Иоанна-Крестителя. Отзыв был впечатляющим: «В ребёнка вселился дух Рафаэля!»
Руководя работами в церкви Санта-Мария-Маджоре, отец стал выделять сына в договорах отдельной строкой.
Созданная подростком скульптура «Младенец Зевс с козой и фавном» была куплена кардиналом Шипионом (Сципионом) Боргезе. Кардиал Боргезе заказал скульптору целую серию скульптур.
Мало кому удавалось так начинать карьеру. Я уже писал о вечном соперничестве Бернини и Борромини – его сверстника, не менее талантливого, но всего достигавшего медленно и с колоссальнейшим трудом. (https://vk.com/voevodskyi?w=page-90666780_49804323 и https://vk.com/voevodskyi?w=page-90666780_49845636 )
В вилле Боргезе доныне экспонируются непревзойдённые шедевры Бернини: юношеская работа – Давид, а также статуи Аполлон и Дафна, Эней и Анхиз и тот самый Зевс с козой и фавном, сделанный ещё подростком.
Позже молодого скульптора по достоинству оценил другой кардинал – Маффео Барберини. Кардинал метил в Папы Римские и заранее думал, как прославить своё имя. Свой гениальный скульптор («новый Микеланджело) будущему Папе Урбану VIII был «просто необходим».
Папы, благоволившие скульптору сменяли друг друга, он создавал скульптурные шедевры, строил дворцы, лестницы, отделывал Собор Святого Петра. Но и на звёздном пути бывают падения! Бернини несколько раз совершал промахи, дорого ему стоившие.
Так, по приказанию Папы Урбана VIII он начал надстраивать над Пантеоном две колокольни. (Каждый Папа хотел сделать что-то, чтобы остаться в веках.) Но добавить что-то к античному шедевру и тем его «улучшить», по-видимому, просто невозможно. И две башенки на фоне плоского купола скоро получили насмешливое название «ослиных ушей Бернини». Их разобрали спустя пару столетий.
Ещё большая неудача ждала Бернини: когда он начал строить колокольни на соборе Святого Петра. При строительстве одной из башен в стене собора появилась трещина. Главный конкурент скульптора – Борромини язвительно указал на ошибки и на изучение грунта под собором, которое Бернини начал только с появлением трещины, а не перед началом проектирования. После заседания множества комиссий колокольню начали разбирать. Папа постарался «откреститься» от своего покровительства проекту. Однако, Бернини остался главным архитектором собора.
В этот же период в личной жизни скульптора произошёл скандал, который мог окончиться совсем плачевно. В мастерской Бернини в качестве помощника работал скульптор Маттео Буонарелли. Незнатный по происхождению, он был женат на представительнице рода Констанце Пикколомини. Бернини влюбился в Констанцу со всем пылом и страстью сорокалетнего мужчины.
Роман с Констанцей продолжался несколько лет и воплотился в одной из самых сексуальных работ Бернини – бюсте Констанцы Буонарелли.
Как писал Саймон Шама:
«Никогда еще таких бюстов никто не ваял. <…>
Бернини изваял бюст Констанцы с такой любовью, словно, отбросив всякую осторожность, упивался этим занятием, вновь переживая с каждым движением инструмента все ласки, которые ей дарил. Волосы Констанцы, густые и блестящие, собраны свободным узлом на затылке, но из узла выбивается один локон. Глаза женщины широко раскрыты, полные щеки пышат здоровьем; сорочка ее приоткрыта на груди с одной стороны чуть больше, чем с другой, – это самое сексуальное приглашение во всей европейской скульптуре.
Бюст наделен живой чувственностью: скульптор откровенно изображает свою любовницу не воспринимающей его любовь пассивно, а вспыхивающей, как порох».
Сейчас бюст экспонируется во Флоренции в музее Барджелло. Пожалуй, там, где все ищут Микеланджело, Челинни, Донателло, Джанболонью, он не на своём месте. Он должен стоять, как многие работы Бернини в центре зала в галерее Боргезе. Чтобы зритель не отвлекался на остальное.
Тогда он мог бы заметить широко открытые страстные глаза, и приоткрытые губы...
... и как автор остановить взор на расстегнувшейся пуговице сорочки и мог бы домысливать то, что лишь чуть-чуть приоткрывается его взору.
До и после Бернини было много скульптур обнаженных прекрасных женщин, но этот бюст, изображающий не богиню, не литературную героиню, а вполне конкретную, известную всем соседям живую женщину был абсолютно нов и даже неприличен!
Конец романа с Констанцией оказалось весьма громким. В духе, характерном для эпохи барокко, когда жизнь ярких личностей была продолжением их творчества. На этот сюжет можно было бы снять приключенческий фильм, мелодраму, детектив или даже триллер.
Бернини донесли, что возлюбленная изменяет не только своему мужу, но и ему самому. Сообщив Констанце, что он завтра уезжает из Рима, скульптор вечером отправился к дому возлюбленной. К своему ужасу, он среди ночи увидел, как она полуодетая провожает в дверях другого мужчину. Когда дверь за Констанцией закрылась, скульптор узнал в сопернике Луиджи – своего родного брата! Он гнался за ним с металлическим прутом по всему Риму. Бедняге удалось спрятаться от брата в одной из церквей, дверь которой Джанлоренцо не удалось вышибить.
Избиением брата скульптор не ограничился. Он подослал слугу к своей бывшей возлюбленной с приказом изрезать бритвой ее лицо. Приказание было исполнено. В добавок, «за прелюбодеяние и блуд» изувеченная женщина угодила в тюрьму. В тюрьму угодил и слуга, изуродовавший Констанцу. Луиджи Бернини (помогавший брату в работе, как блестящий инженер) был выслан в Болнью.
А что же скульптор?
Мать обратилась с жалобой к Папе Римскому, чтобы он унял сына, который чуть не убил своего младшего брат. На скульптора наложили штраф в 3000 скудо. Примерно такую сумму он получал за один бюст.
Но Урбан VIII снял и этот штраф с условием жениться на одной из самых красивых невест Рима – Катерине Тезио. Папа полагал, что женитьба заставит Бернини остепениться.
Это «наказание» было исполнено и Катерина родила Бернини одиннадцать детей. Один из сыновй – скульптор
Но в 1644 году Урбан VIII умер, и его место занял Иннокентий Х – противник роскоши. Все приближённые его предшественника оказались не в чести. Любимым архитектором нового Папы стал Борромини. Он то и руководил разбором строительных ошибок Бернини в соборе Святого Петра.
Одиннадцать месяцев шла разборка берниниевской башни на собор Святого Петра, хотя Бернини остался главным архитектором собора. Он тяжело переживал свой провал. Заезжий путешественник писал даже, что он «смертельно заболел и сразу умер».
Но природный темперамент взял верх, и Бернини даже написал сатирическую пьесу, в которой высмеяла нового Папу. Современники даже удивлялись, как это сошло ему с рук.
Именно в этот момент, когда все отвернулись от бывшего любимчика пап, Бернини получил новый заказ от кардинала Федерико Корнаро…
Игорь Воеводский
Продолжение следует.
Кстати, в октябре я покажу все эти шедевры туристам в туре
"Рим крупным планом или "Дольче Вита".
Подробности: https://eclectica.ru/catalog/1135/