100 лет Серапионовым братьям. 1 февраля 1921 года в Петрограде родилось удивительное литературное содружество «Серапионовы братья» — объединение молодых писателей (прозаиков, поэтов и критиков). Название было взято из сборника Э. Т. А. Гофмана «Серапионовы братья», в котором присутствовал литературный кружок имени пустынника Серапиона.
Группа сложилась из кружка учеников Евгения Замятина и Виктора Шкловского, занимавшихся в «Доме искусств» на Невском, а затем в «Литературной студии» под руководством Корнея Чуковского, Николая Гумилёва и Бориса Эйхенбаума.
Большое влияние на Братьев оказал Замятин, разрабатывавший новую литературную технику в стиле орнаменталистики А. М. Ремизова.
Братство в некотором смысле стало стартом в литературную жизнь таким будущим известным писателям, как М. М. Зощенко и В. А. Каверин.
Среди участников были также Вс. В. Иванов, Л. Н. Лунц, Н. С. Тихонов, К. А. Федин. Члены кружка экспериментировали с литературными формами, высказывались против политической принадлежности автора. Главное для них было качество произведения.
На вопрос «С кем же вы, Серапионовы братья? С коммунистами или против коммунистов? За революцию или против революции?» они отвечали: «Мы с пустынником Серапионом». Михаил Зощенко заявлял: «С точки зрения партийных я беспринципный человек… Я не коммунист, не монархист, не эс-эр, а просто русский».
Единственный совместный сборник – «Серапионовы братья», вышел в 1922 году.
Однако единства в кружке не было. Постоянно наблюдались политические противоречия, различными были и стилистические особенности. Каверин и Зощенко стремились к объективному изображению действительности, а Всеволод Иванов увлёкся романтизацией борьбы с белогвардейцами. Чуждой казалась многим и ориентация на западную сюжетную прозу (Дюма, Стивенсон, Киплинг, Конан Дойль), провозглашённая Лунцем в статье «На Запад».
В 1921 году эмигрировали покровительствовавшие группе Горький и Шкловский, члены кружка стали разъезжаться, и он стал чахнуть.
Последующее усиление цензуры вынудили часть «серапионовцев» принять четкие каноны советской власти, тогда были созданы «Похищение Европы» Федина, «Кочевники» и «Война» Тихонова, «Повесть о Левинэ» Слонимского и с идеей аполитичности в искусстве пришлось расстаться.
Под ударами «диалектико-материалистического творческого метода» апологетов пролетарской литературы объединение закрылось в 1929 году.
