Этот год – юбилейный и особо значимый для каждого любителя живописи - 190 лет назад родился наш любимый художник, один из самых именитых учеников Петербургской Академии художеств Иван Шишкин.
Живописные окрестности Петербурга всегда манили к себе мастеров пейзажа. Одним из значимых мест в творчестве Шишкина стал Лужский край, куда он впервые приехал вместе с художниками Иваном Крамским и Константином Савицким для этюдов с натуры в 1872 году. Вторая половина XIX века – дачный бум в жизни многих петербуржцев, и художники отправились по Варшавской железной дороге, где под Лугой, в двухэтажном деревянном доме в усадьбе Ильжо, принадлежавшей помещице Снарской, они снимали комнату.
Крамской восхищался свои старшим товарищем:
«Шишкин верстовой столб в развитии русского пейзажа, когда он перед натурой (я с ним несколько раз садился писать), то точно в своей стихии: тут он и смел и ловок, не задумывается…Шишкин всё молодеет, то есть растёт…! А уж этюды, я Вам доложу, - просто хоть куда!», «…уже начинает картину прямо с пятен и тона. Это Шишкин-то! Каково- это недаром, ей Богу!»
В Ильжо к сорокалетнему Шишкину пришло более свободное владение кистью, он добился совершенства в подборе красок. Одной из поворотных точек в творчестве художника стала картина «Лесная глушь», которую он написал под Ильжо в 1872 году, за которую Академия художеств присвоила Шишкину звание профессора.
Также под Лугой, в живописных окрестностях станции Преображенской (ныне Толмачёво), поросших могучими дубами и соснами, располагались имения «Дубки», «Тосики», «Затишье», «Лидино». Здесь в 1896 году Шишкин облюбовал себе дачу. Биограф А. Т. Комарова вспоминала:
«В 1896г. Шишкиными (видимо, художником, его 15-летней дочерью Ксенией и Викторией (Виринеей) Антоновной Лагодой, которая была Ксении вместо умершей матери) была нанята дача на станции Преображенская, где Ивану Ивановичу всё очень понравилось. Он с удовольствием начал работать, но у него разболелась нога. Болезнь затянулась оттого, что сначала о потихоньку лечил ногу разными невозможными средствами, чем даже подверг свою жизнь большой опасности, а потом, когда началось правильное лечение, плохо слушался докторов».
Последнее в своей жизни лето 1897 года немолодой уже художник также провёл под Преображенской. Комарова вспоминала, что тогда «он работал с какой-то жадностью, и его этюды точно выливались из-под кисти - таких тонов, такой силы и правды красок, как в этом году, у него, кажется, ещё не был о; он писал большие этюды в своём саду, в парке, окружающем дачу, и делал небольшие экскурсии верст за 9, за 12 по окрестностям, на лошадях и по реке Оредеж на пароходе. Преображенское так нравилось Шишкиным, что они решили там купить себе место для дачи, выбрали небольшой кусок земли на берегу Луги и хотели строиться. Ивана Ивановича это ужасно занимало, он мечтал даже об артезианском колодце и фруктовом саде, о водяном колесе на ручье и пр».
Е.И. Фортунато писала:
«На даче в Преображенском ( теперь Толмачево) мне сказали, что в соседнем домике живёт Иван Иванович Шишкин с дочерью – подростком… С утра до вечера пишет свои этюды… Я едва дождалась утра, чтобы пойти поискать Шишкина и посмотреть, как он работает. Его дача – вся красная – стояла отдельно от других, в глубине буйно разросшегося сада….Но в саду никого не было. «Наверное уже ушёл писать, - решила я. – Буду искать его». Но где он может быть? Река Луга не казалась мне красивой…Вот разве дубы там, на пригорке, за извилиной реки?
Вскарабкавшись по круче, я уже издали увидела холщёвый зонт и фигуру сидящего на складно стуле художника. Подошла. Он писал дубы. И довольно долго делал вид, что меня не замечает. Потом слегка обернулся и спросил:
-Художница?
-Нет. Но очень люблю искусство, а ваши картины в особенности. Разрешите мне стоять здесь сбоку и смотреть, как вы работаете?
-Смотрите, только не мешайте.
…Вдохновенье – это сама работа! – говори л Иван Иванович….Я знала, что в 2-3 часа пополудни он обязательно будет на лугу писать дубы; что под вечер, когда седой туман окутывает даль, он сидит у пруда, пишет ивы; и что утром, ни свет ни заря, его можно найти у поворота дороги в деревню Жельцы, где катятся сизые волны колосящейся ржы, где загораются и потухают росинки на придорожной траве…
- Иван Иванович, знаете, лес у вас более настоящий, чем в природе.
Он смеётся».
Судьбам великих петербургских художников авторы турфирмы ЭКЛЕКТИКА уделяют непрестанное внимание. В одном из наших уникальных туров мы посещаем красивейшие пейзажи «Лужской Швейцарии», места, вдохновившие Шишкина и сыгравшие решающую роль в его жизни: «По Шишкинским местам Лужского уезда»
https://eclectica.ru/catalog/9524/