Раньше, на территории, где располагается нынешний Петербург, ползучие всех мастей кишели на болотистых равнинах, теперь же их можно встретить разве в серпентариях. Но если присмотреться как следует, змеи окружают нас повсюду, причём буквально. Они смотрят и наблюдают за нами, навечно замерев в каменном или чугунном облике города.
Впервые серпентологический анимализм в скульптуре Петербурга появился во времена Петра Первого, когда в Летнем саду, на пеньке, рядом с Аполлоном Бельведерским уютно приютилась когда-то мраморная змейка. А у входа в сам сад повсюду всех встречают чудовища - Медузы Горгоны, головы которых увивают вместо волос змеи. Малоизвестны змейки на отрубленной голове Горгоны в подножии древнеримской богини войны, входившей в свиту Марса - Беллоны (скульптор А. Тальяпьетра, Италия, около 1718 г.)
Известно, что бог-врачеватель Асклепий (в древнеримской мифологии Эскулап) часто изображался с посохом, обвитым змеёй, а его дочь Гигея в виде девушки, кормящей из чаши змею (кстати, именно от ее имени и произошло слово «гигиена»). Спустя время чаша со змеёй стала символизировать медицину и теперь при многих медицинских учреждениях можно встретить такие чаши со змеями.
Перед фасадом Военно-медицинской академии можно увидеть статую Гигеи, кормящую змею (скульптор Д. И. Иенсен).
Во дворе Института экспериментальной медицины (ул. Академика Павлова) у фонтана (скульптор И. Беспалов) свернулись клубочком змеи.
В лоджиях Российской национальной библиотеки Публичной располагается статуя «главного врача» европейской медицины архитектор – Гиппократ, в руке которого посох, обвитый змеей (архитектор К. И. Росси).
Часто змей воплощал зло или враждебные силы – например, змей, которого попирает ангел Александровской колонны, что символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия, одержав победу над наполеоновскими войсками. Помимо этого, змей ещё и служит для декорации крепежа. По иронии судьбы, памятник воздвигнут именно французом, архитектором Огюстом Монферраном.
Другой пример использования змея в таком значении и в таком же функциональном смысле - змея под копытами Медного всадника. Здесь пресмыкающееся представляет собой замечательное инженерное решение по обеспечению устойчивости монумента. Кстати, концепцию монумента Екатерина II разрабатывала вместе с Дидро и Вольтером, а саму змею по замыслу Фальконе вылепил скульптор Фёдор Гордеев.
В Нижнем парке Петергофа сотворённая из золочёной бронзы молодая женщина, изображающая Неву, над фонтаном сдавливает рукой шею большой змеи (скульптор Ф. Щедрин, 1805).
В руках бога Гермеса, олицетворявшего прибыль и торговлю, как известно, был кадуцей – жезл, обвитый двумя смотрящими друг на друга змейками. В России кадуцей стал эмблемой торговли. Один из самых знаменитых кадуцеев – на Елисеевском магазине (архитектор Г. В. Барановский, скульптор А. Г. Адамсон, 1902-1903).
Лаокоон и его сыновья — античная скульптурная группа, изображающая борьбу прорицателя времён Троянской войны и его сыновей со змеями. Копиями группы можно насладиться в Эрмитаже и в парке Ораниенбаума.
Афина со времён, уходящих в крито-микенскую культуру, ассоциировалась со змеями. Она превратила волосы Медузы Горгоны в змей, а затем и поместила их на свою эгиду. Именно она навеяла на образ женской фигуры со змеёй и зеркалом, олицетворяющей мудрость в нише Петровских ворот Петропавловской крепости (французский скульптор Н. Пино, 1708-1717).
Уроборос (с др.-греч. «хвост» + «пища, еда») — свернувшийся в кольцо змей, кусающий себя за хвост. Это настолько древний символ, что установить, когда и где впервые он появился, уже невозможно. Часто изображался на кладбищах, например, на надгробии Пуколовых в Александро-Невской Лавре, символизируя вечность.
В Древнем Египте кобра — символ высшей божественной и царской мудрости и власти, знания, золота. Торжественные изображения такой кобры можно встретить на фасаде «Египетского дома» на Захарьевской (архитектор М. А. Сонгайло, 1911-1913).
Змей-искуситель – одно из популярнейших явлений в искусстве. Согласно Ветхому Завету, как известно, Ева в результате диалога со змеем, олицетворяющим Дьявола, вкусила запретный плод от Древа познания добра и зла и дала есть Адаму. К чему это привело – мы знаем. Например, к великолепной фреске Фёдора Бруни «Адам и Ева в Раю» в Исаакиевском соборе.
В том же соборе на дверях изображён змей, попранный Михаилом Архангелом.
Медный змий – ещё одно древнейшее явление. После долгих лет странствий иудейский народ, ведомый из Египта Моисеем, стал терять веру и роптать. Конечно, последовало Божье наказание, на людей был наслан «дождь из ядовитых змеев» («змеев огненных»). После этого евреи раскаялись и упросили Моисея спасти их. Тогда он изготовил медного змея, закрепил его на шесте и теперь всякий ужаленный каким-нибудь гадом, взглянув на медного змея, оставался живым. Наиболее известное воплощение этого сюжета – жуткая и гигантская картина «Медный змий» с падающими с неба рептилиями Фёдора Бруни, оконченная в 1841 году (находится в Русском музее). Менее известен барельеф «Воздвижение Медного змия Моисеем» на фасаде Казанского собора.
В эпоху модерна, когда царствовал «удар бича» и другие криволинейные линии, змея пришлась также ко двору. В собственном доходном доме архитектора А. Ф. Бубыря можно увидеть сразу несколько изображений этого таинственного существа – каменную, сжатую, как пружина под ёлочкой и рисованную, лежащую в цветах, в витраже (архитекторы А. Ф. Бубырь и Н. В. Васильев, 1906-1907).
Настоящее царство змей модно увидеть на ограде особняка В. Э. Бранта (архитектор Р. Ф. Мельцер, 1909-1910).
Дом компании "Зингер" тоже может похвастаться мифическим существом – они держат витиевато исполненные фонари.
Петербургские змеи не поддаются исчислению – они спят, едят и просто украшают многие произведения искусства в музеях, в скульптуре и на фасадах жилых и общественных зданий Петербурга, непрестанно нас удивляя и гипнотизируя.
А каких знаменитых ползучих знаете Вы?
И. Кленовый