140 лет назад родился Стефан Цвейг. Об австрийском писателе, авторе пронзительных и романтичных произведений, в нашей статье
- Всегда, прежде чем может быть возведено что-то новое, должен быть поколеблен авторитет уже существующего.
- Гений человека всегда одновременно и его рок.
- Как в политике одно меткое слово, одна острота часто воздействует решительнее целой демосфеновской речи, так и в литературе миниатюры зачастую живут дольше толстых романов.
- Книга есть альфа и омега всякого знания, начало начал каждой науки.
- Когда между собакой и кошкой вдруг возникает дружба, то это ни что иное, как союз против повара.
- Нет более безнадёжного занятия, чем рисовать пустоту, нет ничего труднее, чем живописать однообразие.
- Нет вражды страшнее, чем та, которая возникает, когда сходное борется со сходным, побуждаемое одинаковыми стремлениями и одинаковой силой.
- Пафос позы не служит признаком величия; тот, кто нуждается в позах, обманчив… Будьте осторожны с живописными людьми.
Стефан Цвейг родился 28 ноября 1881 года в Вене, в семье владельца текстильной фабрики. По окончании гимназии поступил в Венский университет, во время учёбы вышел его первый сборник стихов «Серебряные струны» (1901). Стихи написаны под влиянием Рильке, и начинающий поэт отправил мэтру свою книгу. Рильке прислал в ответ свою - так началась их дружба, продолжавшаяся до смерти Рильке в 1926 году.
Окончив университет в 1904 году с докторской степенью, Цвейг путешествовал по всему миру, писал эссе, посвященные Горькому, Томасу Манну, Ромену Роллану.
После окончания Первой Мировой войны Цвейг жил в Зальцбурге, но с началом Второй мировой войны, как еврей был вынужден переехать в Бразилию, в город Петрополис.
В сборниках новелл «Первые переживания», «Амок», «Смятение чувств» писатель показал себя мастером психологии, погружаясь в сложные жизненные перипетии героев.
Большую известность Цвейгу принесли его новеллы «Звёздные часы человечества», «Мендель-букинист», роман «Нетерпение сердца» (1938), посвящённый неразделённой любви (на русский язык роман впервые переведён и опубликован только в 1961 году). Многие его произведения были экранизированы.
Особую связь Цвейг имел с русской литературой, начиная с гимназических лет. Предисловие к двенадцатитомному изданию произведений Цвейга писал Максим Горький, он отметил:
«Стефан Цвейг — редкое и счастливое соединение таланта глубокого мыслителя с талантом первоклассного художника».
В 1926 году Цвейг вёл переписку с ленинградским издательством «Время» и обсуждал возможность публикации своих произведений, прибытия в Ленинград и постановку своей пьесы:
«Премьера пьесы состоится 6 ноября, одновременно в Венском Бургтеатре, в Дрезденском городском театре и в Гамбурге6, постановка пьесы в Ленинграде была бы для меня, конечно, хорошим поводом предпринять, наконец, путешествие в Россию и побывать на премьере».
В 1928 г. Цвейг приехал в Советский Союз на торжества по случаю столетия со дня рождения Льва Толстого, встречался с советскими писателями и печатался в СССР. Позднее его отношение к обстановке в нашей стране изменилось и стало критическим. В разгар репрессий Цвейг писал Ромену Роллану:
«… в Вашей России Зиновьев, Каменев, ветераны Революции, первые соратники Ленина расстреляны как бешеные собаки… Вечно та же техника, как у … (не пропущено цензурой), как у Робеспьера: идейные разногласия именуют „заговором“».
22 февраля 1942 г. Цвейга не стало. Эрих Мария Ремарк писал:
«Если бы в тот вечер в Бразилии, когда Стефан Цвейг и его жена покончили жизнь самоубийством, они могли бы излить кому-нибудь душу хотя бы по телефону, несчастья, возможно, не произошло бы. Но Цвейг оказался на чужбине среди чужих людей».