150 лет назад родился Теодор Драйзер. Этот выдающийся американский писатель и общественный деятель создал свой неповторимый стиль, основанный на подробном, натуралистическом изображении фактов и быта, возведённого в искусство.
Жизнь, возведя человека на вершину благополучия, продолжает и там дразнить и мучить его. Впереди всегда остается что-то недосягаемое, вечный соблазн и вечная неудовлетворенность.
Богатство человека наполовину заключается в его умении ладить с нужными людьми.
Теодор Драйзер (амер. Theodore Dreiser) родился 27 августа 1871 года в Терре-Хот ( Индиана, США), был девятым ребенком в семье. Его отец и мать были совладельцами шерстопрядильни. После серьёзного пожара на складе и смерти троих сыновей семья начала колесить по США.
После окончания школы Теодор поступил в Индианский университет в Блумингтоне, но учился там недолго, так как не было средств. Ему пришлось работать клерком и даже возчиком фургона.
Решив стать репортером, стал работать в газетах, переехал в Нью-Йорк, где его брат выпускал музыкальный журнал. Три года Драйзер проработал редактором, сотрудничал с такими изданиями, как «Метрополитен», «Космополитен» и другими. В 1898 году женился.
Его первый роман «Сестра Керри» был опубликован в 1900 г. затем вышли «Дженни Герхардт», «Финансист», «Титан», «Гений».
Как художник-натуралист, Драйзер строил свои произведения на материале наблюдений и опыта. Его искусство — это искусство точного до скрупулёзности изображения, Драйзер передаёт быт во всех его подробностях: он вводит документы, иногда почти целиком взятые из действительности (письма Роберты Олден в «Американской трагедии» приводятся почти целиком), цитирует прессу, объясняет биржевые спекуляции своих героев, внимательно прослеживает развитие их деловых предприятий и т. д.
В 1925 годы вышел его роман «Американская трагедия», который можно отнести к лучшим произведениям Драйзера. Здесь он выразил весь талант гуманиста и художника, который стремится отыскать правду, прокладывая новый путь, как в жизни, так и литературе. Сюжет основан на реальных событиях. После выхода роман имел большой успех у читателей. Издатель романа выступил продюсером театральной версии в 1926 году.
Кинокомпания «Paramount Pictures» приобрела у Драйзера права на экранизацию и заказала сценарий Сергею Эйзенштейну. Однако из-за начавшейся антисоветской кампании договор был расторгнут. После выхода картины в 1931 году Драйзер, которому нравился первоначальный сценарий Эйзенштейна, безуспешно подавал судебный иск против «Paramount» .
В 1919 году у Драйзера начался роман со своей кузиной Хелен Ричардсон, с которой он поженился только в 1944 году.
В 1927 году Драйзер посетил Советский Союз для участия в праздновании десятой годовщины Октябрьской революции. Он побывал в Москве, Ленинграде и других советских городах, встречался с В. Маяковским и С. Эйзенштейном, опубликовав после поездки книгу «Драйзер смотрит на Россию».
В 1930 году был выдвинут на получение Нобелевской премии в области литературы. В 1944 году Американская академия искусств и литературы присудила ему золотую медаль за выдающиеся достижения в области искусства и литературы.
В конце жизни Теодор Драйзер стал атеистом, вступил в Коммунистическую партию Соединенных Штатов, вёл активную общественно-политическую жизнь. В 1932 году стал членом всемирного антивоенного конгресса. В 1938 году его делегировали на антивоенную конференцию, открытую в связи с бомбардировками испанских городов, организовал поставки продовольствия в Испанию.
Умер 28 декабря 1945 года.