RSS
(Продолжение публикаций о петербургских архитектурных стилях)
Краток век модерна, может быть, это был самый недолгий стиль искусства из всех когда-либо существовавших (и тем дороже он нам!). Зажатый между академической эклектикой и эпохой кубизма, авангардизма и конструктивизма, он вспыхнул, взмахнул бичом, расцвёл ярким подсолнухом и был подкошен машиной первой мировой войны.
Но что же такое модерн? Мы много слышали про его западных «однофамильцев» - ар нуво, сецессион, югендстиль, либерти или его одно из первоначальных мрачных определений в России – декадентство.
Все мы знаем, что модерн – это художественное направление в искусстве, пришедшее на смену эклектике, и пионеры и мастера нового стиля искали, соответственно, новые приёмы взамен изживших себя «академических».
Наиболее заметной особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых линий в подражание природным формам растений. В формах модерна преобладал отказ от симметрии, вертикальные, стремящиеся ввысь доминанты, перетекание форм одна в другую. Преобладающими цветами являлись приглушенные оттенки — цвет увядшей розы, табачные цвета, жемчужно-серые, серо-голубые, пыльно-сиреневые тона. Характерными элементами интерьера модерна являлось сочетание плоскостей, гнутая мебель. В отделке наличие мозаики, эмали, золотых фонов, чеканка по меди и латуни. Конструкции стиля — часто каркасные (несущим элементом является стальной каркас). Окна — прямоугольные, удлиненные вверх, часто с богатым растительным декором, иногда арочные, «магазинные окна» — широкие, наподобие витрин. Двери стиля модерн — прямоугольные, часто арочные. Чаще всего плоской формы, с мозаичным орнаментом, декорированные.
Несмотря на упорные поиски архитекторов новой эпохи найти новые методы, архитектура модерна постоянно возвращалась к многостилью, ретроспективизму (историзму). Поэтому найти так называемый «чистый» модерн оказывается сложной задачей, русло эпохи оказалось настолько насыщенным разнообразными течениями, что для упрощения эту эпоху некоторые авторы предпочитают называть «политкорректно» «эпохой модерна» или модерном (в широком смысле).
В связи с этим условно выделяются следующие течения эпохи модерна: неоромантизм, иррационализм, неоклассицизм, неоренессанс, рационализм и др.
Неоромантизм
К неоромантическому направлению мы относим те явления в рамках нового движения архитектуры, которые опирались на традиции средневековой и народной архитектуры. В отличие от формальной изощренности декоративистских течений модерна неоромантическая архитектура тяготела к грубоватой упрощенности формы. Подчеркнутая простота и обобщенность деталей, стремление к целостности композиции отличали произведения представителей этого направления и от предшествующей эклектической архитектуры. Как и для всей архитектуры модерна, для неоромантического направления характерно стремление к синтезу с другими видами искусства, и прежде всего с изобразительным и декоративно-прикладным. Взаимному сближению архитектуры с другими видами искусств способствовало то обстоятельство, что и в этих видах искусства возникали направления, близкие по своему характеру неоромантизму в архитектуре.
Архитектура модерна в России, как и в большинстве стран, отличалась стилистическим многообразием. Из широкого спектра ее источников, кроме национальных, следует выделить архитектуру Германии, Австро-Венгрии и Финляндии. В меньшей степени в русской архитектуре проявилось влияние французского и бельгийского «ар нуво».-
Важнейшим источником русского модерна была деятельность художников абрамцевского кружка, который возник в 70-е годы и сыграл в русском искусстве роль, подобную роли группы Морриса в английском искусстве. Влияние абрамцевского кружка в наибольшей степени проявилось в деятельности московских художников. В середине 90-х годов в Москве было
создано «Московское товарищество художников», творческая программа которого во многом была близка эстетике модерна. Некоторые известные русские художники, примыкавшие к этому объединению, такие как К. А. Коровин, С. В. Малютин, М. А. Врубель, внесли заметный вклад и в архитектуру русского модерна.
В Петербурге с начала 90-х годов оформилась группа художников, позже создавшая объединение «Мир искусства» и издававшая журнал того же названия. Это объединение возникло в тесной связи с новыми европейскими течениями в искусстве, прежде всего с мюнхенским Сецессионом, и может рассматриваться как русская составляющая этого движения. Прежде всего, благодаря представителям «Мира искусства» оказался столь значительным русский вклад в европейскую художественную культуру эпохи модерна. Деятельность одного из организаторов и активнейших участников объединения «Мир искусства» С. П. Дягилева по пропаганде русского искусства за рубежом получила международное признание и высокую оценку современников.
В неоромантизме Петербурга можно выделить несколько направлений: мотивы византийского и древнерусского зодчества, мотивы европейского средневековья, северный модерн.
Мотивы византийского и древнерусского зодчества, неорусский стиль
Византийский стиль в русской архитектуре периода модерна был продолжением тех поисков национального стиля, которые шли еще в русле эклектизма. Источником национально-романтического направления в русском модерне становится русская архитектура XIII —XV вв., архитектура домонгольского периода и византийская.
Наиболее известным русским архитектором, работавшим в византийском стиле был выдающийся мастер русского модерна В. А. Косяков. Не менее известны архитекторы, работавшие в древнерусском стиле – исследователь древнего Киева, Пскова и Новгорода В.А.Покровский, В 1912 году (награждён орденом Св. Анны 3-й степени за работы по Федоровскому собору в Царском Селе), С.С. Кричинский (Фёдоровский городок в Царском Селе) и другие.
В этом стиле строились не только православные храмы, но и некоторые доходные дома (характерный пример — дом Купермана, построенный архитектором А. Л. Лишневским на Плуталовой улице).
В следующих статьях мы продолжим разбираться в переплетеньях эпохи модерна.
Экскурсии "ЭКЛЕКТИКИ", посвященные стилю модерн в Петербурге, см. ниже.
19 марта 2018
(Продолжение публикаций о петербургских архитектурных стилях)
Краток век модерна, может быть, это был самый недолгий стиль искусства из всех когда-либо существовавших (и тем дороже он нам!). Зажатый между академической эклектикой и эпохой кубизма, авангардизма и конструктивизма, он вспыхнул, взмахнул бичом, расцвёл ярким подсолнухом и был подкошен машиной первой мировой войны.
Но что же такое модерн? Мы много слышали про его западных «однофамильцев» - ар нуво, сецессион, югендстиль, либерти или его одно из первоначальных мрачных определений в России – декадентство.
Все мы знаем, что модерн – это художественное направление в искусстве, пришедшее на смену эклектике, и пионеры и мастера нового стиля искали, соответственно, новые приёмы взамен изживших себя «академических».
Наиболее заметной особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых линий в подражание природным формам растений. В формах модерна преобладал отказ от симметрии, вертикальные, стремящиеся ввысь доминанты, перетекание форм одна в другую. Преобладающими цветами являлись приглушенные оттенки — цвет увядшей розы, табачные цвета, жемчужно-серые, серо-голубые, пыльно-сиреневые тона. Характерными элементами интерьера модерна являлось сочетание плоскостей, гнутая мебель. В отделке наличие мозаики, эмали, золотых фонов, чеканка по меди и латуни. Конструкции стиля — часто каркасные (несущим элементом является стальной каркас). Окна — прямоугольные, удлиненные вверх, часто с богатым растительным декором, иногда арочные, «магазинные окна» — широкие, наподобие витрин. Двери стиля модерн — прямоугольные, часто арочные. Чаще всего плоской формы, с мозаичным орнаментом, декорированные.
Несмотря на упорные поиски архитекторов новой эпохи найти новые методы, архитектура модерна постоянно возвращалась к многостилью, ретроспективизму (историзму). Поэтому найти так называемый «чистый» модерн оказывается сложной задачей, русло эпохи оказалось настолько насыщенным разнообразными течениями, что для упрощения эту эпоху некоторые авторы предпочитают называть «политкорректно» «эпохой модерна» или модерном (в широком смысле).
В связи с этим условно выделяются следующие течения эпохи модерна: неоромантизм, иррационализм, неоклассицизм, неоренессанс, рационализм и др.
Неоромантизм
К неоромантическому направлению мы относим те явления в рамках нового движения архитектуры, которые опирались на традиции средневековой и народной архитектуры. В отличие от формальной изощренности декоративистских течений модерна неоромантическая архитектура тяготела к грубоватой упрощенности формы. Подчеркнутая простота и обобщенность деталей, стремление к целостности композиции отличали произведения представителей этого направления и от предшествующей эклектической архитектуры. Как и для всей архитектуры модерна, для неоромантического направления характерно стремление к синтезу с другими видами искусства, и прежде всего с изобразительным и декоративно-прикладным. Взаимному сближению архитектуры с другими видами искусств способствовало то обстоятельство, что и в этих видах искусства возникали направления, близкие по своему характеру неоромантизму в архитектуре.
Архитектура модерна в России, как и в большинстве стран, отличалась стилистическим многообразием. Из широкого спектра ее источников, кроме национальных, следует выделить архитектуру Германии, Австро-Венгрии и Финляндии. В меньшей степени в русской архитектуре проявилось влияние французского и бельгийского «ар нуво».-
Важнейшим источником русского модерна была деятельность художников абрамцевского кружка, который возник в 70-е годы и сыграл в русском искусстве роль, подобную роли группы Морриса в английском искусстве. Влияние абрамцевского кружка в наибольшей степени проявилось в деятельности московских художников. В середине 90-х годов в Москве было
создано «Московское товарищество художников», творческая программа которого во многом была близка эстетике модерна. Некоторые известные русские художники, примыкавшие к этому объединению, такие как К. А. Коровин, С. В. Малютин, М. А. Врубель, внесли заметный вклад и в архитектуру русского модерна.
В Петербурге с начала 90-х годов оформилась группа художников, позже создавшая объединение «Мир искусства» и издававшая журнал того же названия. Это объединение возникло в тесной связи с новыми европейскими течениями в искусстве, прежде всего с мюнхенским Сецессионом, и может рассматриваться как русская составляющая этого движения. Прежде всего, благодаря представителям «Мира искусства» оказался столь значительным русский вклад в европейскую художественную культуру эпохи модерна. Деятельность одного из организаторов и активнейших участников объединения «Мир искусства» С. П. Дягилева по пропаганде русского искусства за рубежом получила международное признание и высокую оценку современников.
В неоромантизме Петербурга можно выделить несколько направлений: мотивы византийского и древнерусского зодчества, мотивы европейского средневековья, северный модерн.
Мотивы византийского и древнерусского зодчества, неорусский стиль
Византийский стиль в русской архитектуре периода модерна был продолжением тех поисков национального стиля, которые шли еще в русле эклектизма. Источником национально-романтического направления в русском модерне становится русская архитектура XIII —XV вв., архитектура домонгольского периода и византийская.
Наиболее известным русским архитектором, работавшим в византийском стиле был выдающийся мастер русского модерна В. А. Косяков. Не менее известны архитекторы, работавшие в древнерусском стиле – исследователь древнего Киева, Пскова и Новгорода В.А.Покровский, В 1912 году (награждён орденом Св. Анны 3-й степени за работы по Федоровскому собору в Царском Селе), С.С. Кричинский (Фёдоровский городок в Царском Селе) и другие.
В этом стиле строились не только православные храмы, но и некоторые доходные дома (характерный пример — дом Купермана, построенный архитектором А. Л. Лишневским на Плуталовой улице).
В следующих статьях мы продолжим разбираться в переплетеньях эпохи модерна.
Экскурсии "ЭКЛЕКТИКИ", посвященные стилю модерн в Петербурге, см. ниже.