RSS
23 марта 2018
(Продолжение публикаций о петербургских архитектурных стилях)
Охватившее художественную культуру европейских стран движение за возрождение народных художественных традиций во многом опиралось на идеи У. Морриса и практику английского «Движения искусств и ремесел». С творчеством архитекторов, примыкавших к этому движению, связано одно из самых значительных проявлений неоромантического направления модерна - разработка типа жилого дома-особняка, коттеджа, возводимого как в городе, так и в загородных поместьях. Еще в конце XVIII в. начал складываться тип небольшого загородного дома с садом, отражавший английский идеал собственного жилища. Именно в этой области архитектуры более всего проявился романтический культ «живописной красоты».
Охватившее художественную культуру европейских стран движение за возрождение народных художественных традиций во многом опиралось на идеи У. Морриса и практику английского «Движения искусств и ремесел». С творчеством архитекторов, примыкавших к этому движению, связано одно из самых значительных проявлений неоромантического направления модерна - разработка типа жилого дома-особняка, коттеджа, возводимого как в городе, так и в загородных поместьях. Еще в конце XVIII в. начал складываться тип небольшого загородного дома с садом, отражавший английский идеал собственного жилища. Именно в этой области архитектуры более всего проявился романтический культ «живописной красоты».
Главной чертой «живописного стиля» была свободная компоновка плана. Под влиянием романтического отношения к природе английский загородный дом стал рассматриваться как живописный элемент ландшафта. Влияние романтизма проявилось здесь и в большом многообразии источников для подражания. Наиболее популярной в загородном строительстве была тюдоровская готика.
Наиболее известным примером здания, построенного в таком «готическо-народном» духе, был «Красный дом» Морриса. «Красный дом» выгодно отличался от современных ему построек этого типа своей простотой, хорошими пропорциями, органической связью с участком и окружением.
В Петербурге эта неоромантическая версия индивидуального дома была пересажена непосредственно из самой Англии.
В 1896-97 годах британские архитекторы создали в Царском Селе дачу великого князя Бориса Владимировича. Дом со службами и садом у берега Колонистского пруда представляет подлинным уголком «Туманного Альбиона». (ныне здесь размещается НИИ растениеводства им. Н,И.Вавилова).
Усадьбу эту можно считать отправной вехой в становлении петербургского модерна. Типичная, даже ординарная по английским меркам, она оказалась ключевым памятником для несколько запаздывавшей в своём развитии русской архитектуры.
Строилась дача в Отдельном парке на участке Владимира Александровича, президента Академии художеств, к 20-летию его сына. По преданию, это был подарок Борису Владимировичу от его крестной матери – королевы Великобритании Виктории.
Весной 1897г. группе петербургских зодчих представилась возможность ознакомиться с царскосельской усадьбой. Работы под руководством Шернборна выполняла лондонская фирма «Мэйплс». Великокняжеский дом-дворец органично связан с ландшафтной средой. Вокруг него был разбит живописный сад с прямыми, извилистыми и кольцевыми дорожками, фонтаном и цветником. Здание состоит из парадного и служебного корпусов, соединённых переходов. Нижний этаж – кирпичный, верхний покрыт фактурной штукатуркой внабрызг. Два крыльца с резными деревянными колонками подчеркивают связь приземистого сооружения с землёй. Пространственным ядром служит огромный двухъярусный холл – характернейший атрибут английских особняков. Холл c камином освещён гигантским витражом простого геометрического рисунка.
Ещё одно звено ансамбля – запасной дом – сооружался по проекту А.И. фон Гогена (1899), «штатного» архитектора двора великого князя Владимира Александровича.
Живописная композиция с фахверковыми щипцами и черепичными крышами, красно кирпичными стенами и лежачими окнами вторит «дворцу-коттеджу».
Постройка царскосельской дачи усилила интерес к английской архитектуре и дала мощный импульс неоромантического модерна в Петербурге.
Воздействие этого образца отразилось преимущественно в строительстве зданий с ландшафтной средой.
В том же направлении работал и архитектор Сильвио Данини – Школа нянь (1903-04), особняк Гудовича (1905-06) (все в Царском Селе).
В духе средневекового зодчества Западной и Северной Европы построена и удивительно живописная и отчётливо объёмная дача Е.К.Гаусвальд на Каменном острове (В.И.Шене и В.И.Чагин, 1898-99).
Средневековые башни, щипцы, фахверки украшают и расположенный неподалёку особняк В.И.Шене (1903-04).
Также рядом мощным средневековым замком вырастает особняк Э.Г.Фолленвейдера (Р.Ф.Мельцер, 1904-04)..
Виднейшим апологетом романских и готических мотивов является А.Л.Лишневский, его многочисленные башенки, щипцы, химеры, грифоны и совы обильно украшают романтические уголки Петербурга (например, Дом городских учреждений, 1904-06).
Экскурсии "ЭКЛЕКТИКИ", посвященные стилю модерн, см. ниже.
Наиболее известным примером здания, построенного в таком «готическо-народном» духе, был «Красный дом» Морриса. «Красный дом» выгодно отличался от современных ему построек этого типа своей простотой, хорошими пропорциями, органической связью с участком и окружением.
В Петербурге эта неоромантическая версия индивидуального дома была пересажена непосредственно из самой Англии.
В 1896-97 годах британские архитекторы создали в Царском Селе дачу великого князя Бориса Владимировича. Дом со службами и садом у берега Колонистского пруда представляет подлинным уголком «Туманного Альбиона». (ныне здесь размещается НИИ растениеводства им. Н,И.Вавилова).
Усадьбу эту можно считать отправной вехой в становлении петербургского модерна. Типичная, даже ординарная по английским меркам, она оказалась ключевым памятником для несколько запаздывавшей в своём развитии русской архитектуры.
Строилась дача в Отдельном парке на участке Владимира Александровича, президента Академии художеств, к 20-летию его сына. По преданию, это был подарок Борису Владимировичу от его крестной матери – королевы Великобритании Виктории.
Весной 1897г. группе петербургских зодчих представилась возможность ознакомиться с царскосельской усадьбой. Работы под руководством Шернборна выполняла лондонская фирма «Мэйплс». Великокняжеский дом-дворец органично связан с ландшафтной средой. Вокруг него был разбит живописный сад с прямыми, извилистыми и кольцевыми дорожками, фонтаном и цветником. Здание состоит из парадного и служебного корпусов, соединённых переходов. Нижний этаж – кирпичный, верхний покрыт фактурной штукатуркой внабрызг. Два крыльца с резными деревянными колонками подчеркивают связь приземистого сооружения с землёй. Пространственным ядром служит огромный двухъярусный холл – характернейший атрибут английских особняков. Холл c камином освещён гигантским витражом простого геометрического рисунка.
Ещё одно звено ансамбля – запасной дом – сооружался по проекту А.И. фон Гогена (1899), «штатного» архитектора двора великого князя Владимира Александровича.
Живописная композиция с фахверковыми щипцами и черепичными крышами, красно кирпичными стенами и лежачими окнами вторит «дворцу-коттеджу».
Постройка царскосельской дачи усилила интерес к английской архитектуре и дала мощный импульс неоромантического модерна в Петербурге.
Воздействие этого образца отразилось преимущественно в строительстве зданий с ландшафтной средой.
В том же направлении работал и архитектор Сильвио Данини – Школа нянь (1903-04), особняк Гудовича (1905-06) (все в Царском Селе).
В духе средневекового зодчества Западной и Северной Европы построена и удивительно живописная и отчётливо объёмная дача Е.К.Гаусвальд на Каменном острове (В.И.Шене и В.И.Чагин, 1898-99).
Средневековые башни, щипцы, фахверки украшают и расположенный неподалёку особняк В.И.Шене (1903-04).
Также рядом мощным средневековым замком вырастает особняк Э.Г.Фолленвейдера (Р.Ф.Мельцер, 1904-04)..
Виднейшим апологетом романских и готических мотивов является А.Л.Лишневский, его многочисленные башенки, щипцы, химеры, грифоны и совы обильно украшают романтические уголки Петербурга (например, Дом городских учреждений, 1904-06).
Экскурсии "ЭКЛЕКТИКИ", посвященные стилю модерн, см. ниже.