Статья написана Валентиной Харламовой – участницей прошлогоднего тура ЭКЛЕКТИКИ «Маджоре, Комо, Гарда и Милан». Валентина - постоянно участвует в наших турах и привозит из них замечательные фотографии. На этот раз она помимо фотографий привезла и интереснейшую статью!
14 – 22 апреля 2018 г. состоялся тур «Маджоре, Комо, Гарда и Милан».
Мы увидели виллы - оригинальные, непохожие друг на друга, в изобилии цветущих растений. Мы плавали по озерам. Пробовали итальянскую кухню и чудесные вина. А как нам повезло с погодой! Тур был очень насыщенным, но мы прекрасно отдохнули, за что благодарны Игорю и Татьяне Воеводским.
В этой статье я хочу рассказать о фресках замка Рокка ди Анджера.
В южной части озера Маджоре (Lago Maggiore), на высоком известняковом холме возле небольшого поселения Анджера (Angera), возвышается величественный замок Рокка ди Анджера (Rocca Borromeo Di Angera) — старинная ломбардийская крепость, представляющая собой хорошо сохранившийся образец средневекового укрепленного сооружения. Стены замка в их самых древних частях восходят к XII веку, в XIII столетии строение было значительно расширено стараниями правящего дома Висконти, а в 1449 году крепость вместе с приходом Анджера приобрел герцогский казначей Виталиано Борромео (Vitaliano Borromeo), чья семья до сих пор является ее собственником.
Среди комнат замка отличается Зал Справедливости, стены которого украшены фресками.
Висконти (Visconti, от vescomes – виконты), итальянский аристократический дом. Первым исторически известным деятелем из этого дома был Элипрандо, назначенный в 1037 году миланским вице-графом (vice-comes или visconte); сын его, рыцарь Оттоне, принял отцовский титул как прозвище и назвался Висконти. При поддержке папы Урбана IV Оттон Висконти II (1207-1295), будучи архиепископом Милана, вступил в противоборство с фамилией Делла Торре, в то время правившей Миланом. В 1277 в битве при Дезио войска Делла Торре потерпели поражение, и Оттон стал править единолично, ссылаясь на старинные права миланских архиепископов на светскую власть. В 1287 он передал власть внучатому племяннику Маттео (1250-1332).
13 июля 1311 г. Маттео под стенами Брешии получил от Генриха VII имперский викариат на Милан с уплатой крупной суммы. Он стал одним из сильнейших представителей итальянских гибеллинов. Однако радость Висконти была недолгой. Император умер в августе 1313 г., слишком рано, чтобы он мог почувствовать себя уверенно.
Маттео нашёл выход, организовав своё признание синьором Милана органами городского управления. Висконти занял Анжеру – резиденцию архиепископа Оттоне. Находившуюся в ней Залу Справедливости он приказал расписать сценами, прославляющими возвышение его рода. Неизвестный художник опирался на апологетическую поэму Стефанардо да Вимеркате (ум. в 1297) «Подвиги в государстве Миланском». Автор был другом архиепископа Оттоне и настоятелем Сан Эусторжио.
Одна из фресок в Зале Справедливости, сохранившаяся до наших дней, изображает Оттоне, который, сидя верхом на коне, удерживает свои войска от расправы над Напо делла Торре. Архиепископ выезжает с левой стороны один. Стоящие за ним войска обозначены сомкнутыми рядами мечей, вырастающими из-за его спины. Правую часть фрески занимают яростные солдаты, лица которых отражают ожидание и предвкушение расправы. Их поднятые под разными углами мечи составляют траекторию как бы единого рубящего удара. Кленопреклонный Напо делла Торре, одетый в шлем и кольчугу, со сложенными в мольбе руками в одиночестве стоит на первом плане. Толпа солдат «наезжает» на него из глубины фрески как ощетинившееся иглами чудовище. Передние ноги коня Оттоне, показанные в поступательном шаге, создают иллюзию горизонтального, разрезающего движения. Оттоне торопится, чтобы разделить пространство на две части, на одной стороне которого останется разъярённое воинство, а на другой – его жертва. Ранее фреску сопровождала латинская надпись о том, что Напо был пощажён от отлучения, сохранил жизнь и получил прощение.
Маттео слишком близко находился к церковной «кухне», а потому не слишком почитал её представителей. Он спокойно перенёс отлучение от церкви со стороны Миланского архиепископа за присвоение Анжеры. 7 августа 1316 г. папой был избран Иоанн XX (1316 – 1334), враг Маттео. Видя в нём опасного для себя вождя гибеллинов, 31 марта папа выпустил буллу, запрещавшую носить Висконти титул имперского викария. Маттео отказался от него, а заодно отправил в отставку миланского архиепископа, заменив его своим сыном Джованни.
Папа не признал выборы и назначил своего кандидата. 4 января 1318 г. Маттео был отлучён от церкви за лишение свободы делла Торре и других гвельфов. Новые отлучения последовали 10 февраля и 6 апреля. В 1320 г. на основании показаний Бартоломео Каньолати, миланского священника, был начат процесс против синьора Милана по обвинению в некромантии с целью убийства папы. Маттео был вызван для объяснений в Авиньон, но не явился туда, сказавшись больным.
В декабре начался новый процесс не только против Маттео, но и против его старшего сына Галеаццо: они были обвинены в ереси, использовании магии, содержании на службе дьяволов, сочувствии фра Дольчино. В список еретиков попали также архиепископ Оттоне и вся женская линия семьи, так как одна из родственниц матери Маттео была сожжена на костре по обвинению в ереси. 14 марта 1321 г. Маттео был заочно осуждён, а его имущество объявлено конфискованным. Его подданные также попали под интердикт. В начале лета того же года синьор Милана умер и был тайно похоронен в неизвестном месте.
Источники:
http://www.italia-mia.globalfolio.net/storia/visconti..
http://ru.knowledgr.com/03334328/ОттонеВисконти
Нам остается добавить, что в апреле 2020 года "ЭКЛЕКТИКА" снова организует экскурсионный тур на миланские озера. Подробности на сайте: