Видимо, прообразы подводных лодок использовались военными, охотниками и рыбаками с глубокой древности. «Официально» впервые подводную лодку изобрёл Леонардо да Винчи, он планировал использовать её в исключительно боевых целях для потопления кораблей противника. Впервые действующий образец подводной лодки был создан в 1620 году для короля Англии Якова I голландским инженером Корнелиусом Дреббелем - в Лондоне была построена и успешно испытана в Темзе вёсельная подводная лодка.
Русский изобретатель-самоучка Ефим Прокопьевич Никонов, родившийся в семье крепостного крестьянина, в 1718 году подал царю Петру I челобитную, в которой утверждал, что « …сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну учинит образец…»
В 1719 г. Никонова вызвали в Петербург, в Адмиралтейство, где Петр I лично беседовал с ним и ознакомился с его проектом. Будучи мастером кораблестроения, Петр I оценил по достоинству изобретение Никонова и приказал построить сначала небольшое «образцовое судно» (модель), «не в такую меру, которым бы в море подойти под корабль, но ради показания и в реке испытания».
Изобретение также предлагалось дополнить водолазным костюмом из кожи. Предполагалась возможность выхода людей в подобных костюмах для разрушения днища неприятельского корабля. Проект костюма содержал в себе основные элементы современного водолазного снаряжения. Его шлем представлял собой прочный деревянный бочонок со смотровым окошком против глаз. Скважины и отверстия должны быть обиты свинцом, к спине должен быть прикреплен груз со свинцом или песком. К проекту также прилагалась опись особых инструментов для работ «по провертке» и «зажиганию» кораблей.
11 февраля в 1720 года Никонов приступил к строительству модели "потаённого судна". Испытание модели происходило в 1721 году в присутствии Петра I на реке Неве у Галерного двора. Несмотря на неудачи, Никонов доказал возможность подводного плавания и совершил два погружения и всплытия.
В 1721—1724 годах создавалась полноразмерное подводное «Потаённое судно», ставшее первой российской подводной лодкой. Для сооружения «Потаённого судна» использовались доски, железные полосы, медные листы, кожа и другие материалы. Никонов являлся командиром экипажа из четырёх (по другим источникам — из восьми) человек, под его руководством осуществлялись пробные погружения. Первые испытания судна, в присутствии Петра I, прошли осенью 1724 года и закончились аварией: при ударе о грунт дно корабля оказалось проломлено.
Весной 1725 года судно было спущено на воду после ремонта, но обнаруженная течь не позволила провести погружение. Третий раз Никонов испытывал своё судно в 1727 году. После смерти Петра I Никонов впал в опалу, в 1728 году был разжалован из мастеров в рядового плотника и сослан на Астраханскую верфь.
Первая металлическая подводная лодка в России была построена только почти сто лет спустя, в 1834 г., на Александровском литейном заводе Кларка (ныне «Пролетарский завод», пр. Обуховской Обороны пр., 123-127а).
В память о первой подлодке в Сестрорецке, возле озера Разлив, установлена копия этого уникального аппарата. Мы ее увидим на экскурсии "Сестрорецк: от Петра I до Ленина"
https://eclectica.ru/catalog/3977/