Расскажу совсем коротко об одном из дворцов, который окажется последним объектом посещения последнего дня моего октябрьского тура «Рим крупным планом или «Дольче вита».
Речь идёт о Палаццо Спада (Palazzo Spada). Его история начинается в 1540 году, когда римский священнослужитель, близкий к Папе Павлу III, Джироламо Реканати Каподиферро (1501-1559) заказал дворец архитектору Бартоломео Баронино и скульптору Джулио Маццони. Последний был учеником Вазари, так что его можно назвать «внуком Микеланджело».
Баронино и Маццони создали огромный и помпезный дворец, занимающий целый квартал. Его фасады были щедро украшены резными скульптурами и рельефами.
В 1544 году через четыре года после завершения строительства дворца Папа Римский Павел III возвел Каподиферро в сан кардинала. Духовное звание не мешало ему быть знатоком античного искусства.
А между окнами третьего этажа расположилось множество одинаковых рельефов, изображающих собаку и латинский девиз «Utroque Tempore». Перевести на русский его можно как «Каждый раз…», что, по-видимому должно означать всегдашнюю лояльность кардинала церкви и Папе. Над главным входом в центре фасада размещался огромный герб Павла III с папской тиарой.
Под статуями античных героев Каподиферро приказал разместить ещё один герб Павла III и герб французского короля Генриха II. Дело в том, что, обладая прекрасными дипломатическими способностями, кардинал сумел организовать брак племянника Папы и единственной дочери Генриха.
Под статуями античных героев Каподиферро приказал разместить ещё один герб Павла III и герб французского короля Генриха II. Дело в том, что, обладая прекрасными дипломатическими способностями, кардинал сумел организовать брак племянника Папы и единственной дочери Генриха.
Забегая вперед, скажу, что члены Государственного совета Италии, ныне заседающие во дворце, могут любоваться огромной статуей Помпея Великого, и это безусловно, является заслугой кардинала. Дело в том, что статую раскопали в 1552 году. По иронии судьбы она находилась в земле под участками сразу двух разных владельцев: голова на одном, а туловище – на другом. Естественно, оба заявили права на статую. Суд, в который они обратились решил: статую расчленить и отдать одному владельцу – голову, другому – тело. Кардинал Каподиферро, узнав об этом, обратился к Папе с просьбой предотвратить варварское разделение статуи. Павел заплатил обоим спорщикам и передал статую кардиналу. Так она поселилась во дворце Каподиферро
После смерти кардинала дворец перешел по наследству к его племяннику Пьетро Миньянелли, который в 1632 году продал дворец кардиналу Бернардино Спада (1594-1661).
Бернардино Спада к сорока годам сумел стать одним из влиятельнейших лиц Ватикана. К этому времени он 4 года был Папским нунцием во Франции, потом – легатом (посланником) в Болонье. Обе должности назначаются лично Папой. В 1631 года кардинал Спада поселился в Риме, тогда-то ему и понадобился дворец. Карьерный рост продолжался, и Спада занимал разные посты от казначея Коллегии кардиналов до Государственного секретаря Ватикана (второе по значимости лицо в Ватикане).
Купив дворец, Спада через старшего брата, хорошо знавшего Франческо Борромини пригласил архитектора для реконструкции. Надо отдать должное кардиналу с военной фамилией («спада» по-итальянски – меч), он оценил красоту здания и не стал делать существенные переделки фасадов, а заказал Борромини строительство нового крыла дворца. В оформление главного фасада он внес только одно изменение. Кардинал заменил гигантский рельефный герб бывшего Папы на свой с тремя мечами.
В оформление главного фасада он внес только одно изменение. Кардинал заменил гигантский рельефный герб бывшего Папы на такой же огромный свой, с тремя мечами.
Во вновь построенном крыле разместилась знаменитая Перспективная галерея Борромини. Опираясь на математические расчёты математика – августинского монаха Джованни Мария да Битонто, Борромини построил галерею длиной 8,5 метров таким образом, что она кажется в несколько раз длиннее.
Фантастического эффекта он достиг, поднимая пол галереи, по мере удаления от входа и также снижая потолок. И ширина галереи очень сильно уменьшается по мере удаления от входа в галерею. Человеческий глаз воспринимает одинаковые по размеру объекты уменьшающимися по мере удаления от наблюдателя, поэтому значительное сужение галереи и уменьшение её высоты создают эффект зрительного её удлинения. Чтобы глаз наблюдателя окончательно «поверил обману», в конце галереи в маленьком дворике Борромини расположил маленькую статую меркурия высотой всего 60 сантиметров. «Предполагая», что она имеет обычные размеры – натуральный рост или несколько больший натурального, наблюдатель ощущает статую удалённой от него метров на 30.
Такой обман зрения – не просто трюк – обманка, модные в XVII веке, но философское указание на иллюзорность, обманчивость некоторых очевидных явлений, задуманные Бернардино Спада.
Кардинал Спадо, как и первый владелец здания – Реконати Каподиферро, был знатоком искусств и собрал у себя прекрасную коллекцию живописи и скульптуры. Он был дружен с Гвидо Рени, и огромный парадный портрет кардинала открывает коллекцию Спада на вт ором этаже дворца.
Помимо Рени, портрет Спады писал и Гверчино. В коллекции кардинала можно увидеть пейзаж Питера Брейгеля, картину Тициана «Скрипач», работы Орацио и Артемизии Джентиллески, античную скульптуру и голландские глобусы – являвшиеся одновременно явлением научным и художественным.
Тициан. Скрипач
Артемизия Джентилески
Голова Лаокоона
Большинство фотографий, испрользованных в статье, сделаны мной и моими туристами. Схема взята на сайте "Тысамсебегид".
Остаётся напомнить, что палаццо Спада располагается в двух шагах от палаццо Фарнезе и от пьяцца Фиори и что он станет финальным аккордом моего тура в Рим 19-26 октября.
Игорь Воеводский
Подробности о туре: https://eclectica.ru/catalog/1135/