RSS
4 февраля 2019
Продолжаем публиковать ответы на викторину от "Эклектики".
Вопрос № 8 от Яниса звучал так: На фасаде какого здания можно увидеть скульптурные изображения фонарей?
Вопрос № 8 от Яниса звучал так: На фасаде какого здания можно увидеть скульптурные изображения фонарей?
Сам автор предложил вариант Разъезжая улица, 16-18 - здесь, в проеме между двумя окнами, действительно можно увидеть скульптурное изображение фонаря на фасаде по бокам которого стоят два юных "атланта". Некоторые участники предложили похожие ответы, некоторые дали свои варианты.
Ответ Валентины Герасимовой вызывает некоторые сомнения в точности - мы не уверены, что светильники можно признать фонарями, зато в ответе интересный рассказ о самих светильниках:
...Исаакивский собор - это ведь тоже здание, и светильники можно назвать фонарями, тогда, на мой взгляд, речь идет о скульптурных группах «Ангелы со светильником», установленных на углах аттика собора на высоте 35 м.
Скульптура играет значительную роль в убранстве Исаакиевского собора. Своды, двери, барабан главного купола, иконостасы и фасады украшены скульптурами Ангелов, апостолов, ветхозаветных пророков, рельефами с изображением событий из Священной истории и истории Церкви. Скульптурное убранство создавали известные ваятели того времени – Иван ВИТАЛИ, Пётр КЛОДТ, Николай ПИМЕНОВ, Александр ЛОГАНОВСКИЙ, Филипп ЛЕМЕР, Роберт ЗАЛЕМАН и Иосиф ГЕРМАН.
Одной из последних работ Ивана Петровича ВИТАЛИ (1794-1855) для Исаакиевского собора были группы Ангелов со светильниками.
Каждая из четырёх скульптурных композиций представляет собой двух коленопреклонённых Ангелов у подножия столпообразного светильника с чашей наверху. Левый Ангел одной рукой касается светильника. Правый Ангел положил руку на грудь в молитвенном жесте. Каждый из Ангелов другой своей рукой поддерживает длинную гирлянду из цветов и плодов. Концы гирлянды справа и слева обвивают пьедестал. Высота фигур – 3,66 м (всей композиции – 5,9 м).
Скульптуры изготовлены на гальванопластическом литейном заводе герцога ЛЕЙХТЕНБЕРГСКОГО. За отливку было заплачено 9 тысяч рублей серебром (материал исполнитель использовал свой). Скульптуры выполнены в комбинированной технике: части сложной формы, требующие по замыслу автора передачи мельчайших деталей (головы, руки, гирлянды), выполнены с помощью гальванопластики; детали большого размера и простой формы (например, одеяния) изготовлены из листовой меди. Детали соединены различными способами: с помощью пайки или заклёпками.
Скульптурные группы появились в связи с разработанным Огюстом МОНФЕРРАНОМ в 1840 году проектом дополнительного декора храма и были выполнены Иваном Витали по рисункам художника Константина МОЛДАВСКОГО в 1850-1855 годах. Установлены на кровле собора в 1856 году – уже после смерти Ивана Витали, отдавшему Исаакиевскому собору около 15 лет жизни.
Появление этих скульптур придало фасадам совершенно иной облик. В общей композиции сооружения Ангелы со светильниками играют роль переходного элемента от одной части к другой – от горизонтали основного объёма здания к вертикали барабана главного купола. Композиция, созданная Витали, очень гармонична, с чётким силуэтом. Эффектно вырисовываясь на фоне неба, скульптуры объединяют отдельные архитектурные массы, усиливают роль и значение всех элементов сооружения.
Кроме того, они позволяли эффектно иллюминировать собор в праздничные дни.
В 1870 году император АЛЕКСАНДР II разрешил провести опыт освещения газовым пламенем светильников на углах аттика, согласно чертежам штатного архитектора собора Августа ПУАРО. Такой опыт состоялся 31 марта 1872 года с юго-западной стороны собора (угол напротив дома Мятлевых). В тот первый раз в светильнике зажгли не газ, а специальный состав из керосина, стеарина и спирта. Этим составом наполнили сосуд в виде сдвоенных медных котлов, с песком между стенками.
Спустя три года, в июне 1873 года, с «газопроводных дел мастером», 1-й гильдии купцом Максом Лоренцовичем ГИЦЛЕМ был заключён контракт на выполнение работ по «устройству аппаратов и проводки труб для освещения газом четырёх канделябр на углах аттика Исаакиевского собора». Врезка была осуществлена в четырёх местах в магистральную трубу Общества столичного освещения (создано в 1858 г.). Чугунные трубы (диаметром 2-2,5 дюйма) шли под землёй, через фундамент собора. Снаружи по зданию собора также шли железные 2-х дюймовые трубы, которые были окрашены под цвет мрамора, гранита или бронзы.
Первый опыт одновременного горения всех четырёх светильников был осуществлен 30 августа 1873 года. И уже тогда стало понятно, что давления газа недостаточно: мощности хватило только на полчаса, и даже уличные фонари вблизи собора погасли.
Ответ Валерия Гулякина:
На фасаде какого здания можно увидеть скульптурные изображения ... фонарей?
3. Скульптура «Благочестие и правосудие» на здании Сената и Синода – снова не то, там изображен жертвенник, похожий на масляный фонарь с языками пламени.
4. Даже не стану рассматривать «граффити» на которых изображены фонари Санкт-Петербурга. А таких изображений не мало.
5. Возможно подойдёт барельеф на Разъезжей улице, 16-18. По-моему, этот фонарь никогда не был фонарём. Но, возможно, я ошибаюсь, и это настоящий фонарь.
Ответ Марины Афанасьевой:
Ответ на 8 вопрос конкурса; На фасаде дома Книги или дома Зингера можно увидеть скульптурное изображение фонарей....Интересна также др версия :Санкт-Петербург по праву считается городом, живущим под покровительством ангелов. Согласно многим поверьям, посланники Бога способны защищать людей и обозначать небесное начало. Фигурки ангелов являются оберегом от: разнообразных напастей; болезней и сглаза; дурных слов и обмана; стихийных бедствий. Скульптура ангелов со светильником на Исаакиевском соборе),но эта версия не является ,я думаю, правильным ответом,это некое отступление или дополнение к ответу),поскольку светильник на крыше собора а не на фасаде здания)....И еще; на здании у дома Книги магазин " Музыки и Нот " интересная новая скульптурная композиция фонаря...
Ответ Наталии Карговой:
первое, что приходит в голову - Одесская улица, шесть фонарей и скульптура фонарщика, но это неправильно, потому что от фасада они расположены далеко, а на фасаде музея - только мемориальные доски;
второе - некий барельеф с изображением людской толпы на улицах города, украшенных фонарями;
третье - кариотиды, держащие кроме балкончика на своих хрупких плечах ещё и фонарь в руке;
четвёртое - здания вокзалов;
и маячит, маячит в памяти какая-то фигура, изящно отставившая ногу и держащая в вытянутой руке фонарь где-то на доме или на воротах...
единственное, что может быть похожим на ответ - это скульптурная группа мальчиков с фонарём на фасаде очень уютного особнячка М.К.Покатиловой по адресу пр. Каменноостровский, д. 48.
Исаакиевский собор. Архитектор Огюст Монферран. 1818-1858 гг. Поздний классицизм.
Большую часть скульптурного убранства собора выполнил талантливый скульптор И.П.Витали. Ему принадлежит авторство создания ангелов со светильниками, установленных на углах аттика на высоте 35 м.
Каждая из четырех скульптурных композиций представляет собой двух коленопреклоненных Ангелов у подножия светильника . Скульптуры изготовлены на гальванопластическом литейном заводе герцога Лейхтенбергского. Скульптурные группы появились в связи с разработанным в 1840г. О. Монферраном проектом дополнительного декора храма и были выполнены И.П. Витали по рисункам художника Константина Молдавского в 1850-1855гг. Установлены в 1856 г. Появление этих скульптур придало фасадам совершенно иной облик. В общей композиции сооружения Ангелы со светильниками играют роль переходного элемента от одной части к другой - от горизонтали основного объема здания к вертикали барабана главного купола.
Кроме того, они позволяли эффектно иллюминировать собор в праздничные дни.
Ответ Андрея Колычева:
вопрос 8
Доходный дом В. А. Залемана - Доходный дом С. Ф. Френкеля и Д. Е. Хавкина
Разъезжая ул., 16-18, 1863 - архитектор А. Х. Пель, перестроен в 1909 - арх. В. В. Шауб, инж. п.с. В. М. Блохин
Русско-американская багетная и рамочная фабрика Ч. Гофмана - Багетная фабрика К. Р. Гофмана .
Мичуринская ул., 19
Архитектор А. И. Рейнбольдт
Ответ Ирины Смирновой:
Вопрос 8. Если считать фонари и светильники синонимами, то прекрасными примерами являются четыре скульптурные группы ангелов со светильниками на фасадах Исаакиевского собора. Это одна из последних работ скульптора И.П.Витали.
Необычные скульптуры-светильники украшают вход в здание конторы фабрики Зигеля на улице Достоевского 44. Медведи (символ процветания владельца) стоят на задних лапах, передними обхватив ствол дуба, который и есть опора светильника, т.е. скульптура-фонарь. Скульптуры выполнены на заводе художественного литья Сан-Галли по модели скульптора Обера.
Юлия Сигирская предложила вариант с фонарями на доме книги, а также прислала такое вот изображение, к сожалению не атрибутированное:
Ответ Валентины Герасимовой вызывает некоторые сомнения в точности - мы не уверены, что светильники можно признать фонарями, зато в ответе интересный рассказ о самих светильниках:
...Исаакивский собор - это ведь тоже здание, и светильники можно назвать фонарями, тогда, на мой взгляд, речь идет о скульптурных группах «Ангелы со светильником», установленных на углах аттика собора на высоте 35 м.
Скульптура играет значительную роль в убранстве Исаакиевского собора. Своды, двери, барабан главного купола, иконостасы и фасады украшены скульптурами Ангелов, апостолов, ветхозаветных пророков, рельефами с изображением событий из Священной истории и истории Церкви. Скульптурное убранство создавали известные ваятели того времени – Иван ВИТАЛИ, Пётр КЛОДТ, Николай ПИМЕНОВ, Александр ЛОГАНОВСКИЙ, Филипп ЛЕМЕР, Роберт ЗАЛЕМАН и Иосиф ГЕРМАН.
Одной из последних работ Ивана Петровича ВИТАЛИ (1794-1855) для Исаакиевского собора были группы Ангелов со светильниками.
Каждая из четырёх скульптурных композиций представляет собой двух коленопреклонённых Ангелов у подножия столпообразного светильника с чашей наверху. Левый Ангел одной рукой касается светильника. Правый Ангел положил руку на грудь в молитвенном жесте. Каждый из Ангелов другой своей рукой поддерживает длинную гирлянду из цветов и плодов. Концы гирлянды справа и слева обвивают пьедестал. Высота фигур – 3,66 м (всей композиции – 5,9 м).
Скульптуры изготовлены на гальванопластическом литейном заводе герцога ЛЕЙХТЕНБЕРГСКОГО. За отливку было заплачено 9 тысяч рублей серебром (материал исполнитель использовал свой). Скульптуры выполнены в комбинированной технике: части сложной формы, требующие по замыслу автора передачи мельчайших деталей (головы, руки, гирлянды), выполнены с помощью гальванопластики; детали большого размера и простой формы (например, одеяния) изготовлены из листовой меди. Детали соединены различными способами: с помощью пайки или заклёпками.
Скульптурные группы появились в связи с разработанным Огюстом МОНФЕРРАНОМ в 1840 году проектом дополнительного декора храма и были выполнены Иваном Витали по рисункам художника Константина МОЛДАВСКОГО в 1850-1855 годах. Установлены на кровле собора в 1856 году – уже после смерти Ивана Витали, отдавшему Исаакиевскому собору около 15 лет жизни.
Появление этих скульптур придало фасадам совершенно иной облик. В общей композиции сооружения Ангелы со светильниками играют роль переходного элемента от одной части к другой – от горизонтали основного объёма здания к вертикали барабана главного купола. Композиция, созданная Витали, очень гармонична, с чётким силуэтом. Эффектно вырисовываясь на фоне неба, скульптуры объединяют отдельные архитектурные массы, усиливают роль и значение всех элементов сооружения.
Кроме того, они позволяли эффектно иллюминировать собор в праздничные дни.
В 1870 году император АЛЕКСАНДР II разрешил провести опыт освещения газовым пламенем светильников на углах аттика, согласно чертежам штатного архитектора собора Августа ПУАРО. Такой опыт состоялся 31 марта 1872 года с юго-западной стороны собора (угол напротив дома Мятлевых). В тот первый раз в светильнике зажгли не газ, а специальный состав из керосина, стеарина и спирта. Этим составом наполнили сосуд в виде сдвоенных медных котлов, с песком между стенками.
Спустя три года, в июне 1873 года, с «газопроводных дел мастером», 1-й гильдии купцом Максом Лоренцовичем ГИЦЛЕМ был заключён контракт на выполнение работ по «устройству аппаратов и проводки труб для освещения газом четырёх канделябр на углах аттика Исаакиевского собора». Врезка была осуществлена в четырёх местах в магистральную трубу Общества столичного освещения (создано в 1858 г.). Чугунные трубы (диаметром 2-2,5 дюйма) шли под землёй, через фундамент собора. Снаружи по зданию собора также шли железные 2-х дюймовые трубы, которые были окрашены под цвет мрамора, гранита или бронзы.
Первый опыт одновременного горения всех четырёх светильников был осуществлен 30 августа 1873 года. И уже тогда стало понятно, что давления газа недостаточно: мощности хватило только на полчаса, и даже уличные фонари вблизи собора погасли.
Ответ Валерия Гулякина:
На фасаде какого здания можно увидеть скульптурные изображения ... фонарей?
Сперва ступор, потом радостное: «Знаю!», следом грустное – знаю, но не то.
1. Первое что пришло в голову – мозаика «Дворник с фонарём» во дворе дома №1-3 на улице Рубинштейна. Но это мозаика, а вопрос о скульптурном изображении.
3. Скульптура «Благочестие и правосудие» на здании Сената и Синода – снова не то, там изображен жертвенник, похожий на масляный фонарь с языками пламени.
4. Даже не стану рассматривать «граффити» на которых изображены фонари Санкт-Петербурга. А таких изображений не мало.
5. Возможно подойдёт барельеф на Разъезжей улице, 16-18. По-моему, этот фонарь никогда не был фонарём. Но, возможно, я ошибаюсь, и это настоящий фонарь.
Ответ Марины Афанасьевой:
Ответ на 8 вопрос конкурса; На фасаде дома Книги или дома Зингера можно увидеть скульптурное изображение фонарей....Интересна также др версия :Санкт-Петербург по праву считается городом, живущим под покровительством ангелов. Согласно многим поверьям, посланники Бога способны защищать людей и обозначать небесное начало. Фигурки ангелов являются оберегом от: разнообразных напастей; болезней и сглаза; дурных слов и обмана; стихийных бедствий. Скульптура ангелов со светильником на Исаакиевском соборе),но эта версия не является ,я думаю, правильным ответом,это некое отступление или дополнение к ответу),поскольку светильник на крыше собора а не на фасаде здания)....И еще; на здании у дома Книги магазин " Музыки и Нот " интересная новая скульптурная композиция фонаря...
Ответ Наталии Карговой:
первое, что приходит в голову - Одесская улица, шесть фонарей и скульптура фонарщика, но это неправильно, потому что от фасада они расположены далеко, а на фасаде музея - только мемориальные доски;
второе - некий барельеф с изображением людской толпы на улицах города, украшенных фонарями;
третье - кариотиды, держащие кроме балкончика на своих хрупких плечах ещё и фонарь в руке;
четвёртое - здания вокзалов;
и маячит, маячит в памяти какая-то фигура, изящно отставившая ногу и держащая в вытянутой руке фонарь где-то на доме или на воротах...
единственное, что может быть похожим на ответ - это скульптурная группа мальчиков с фонарём на фасаде очень уютного особнячка М.К.Покатиловой по адресу пр. Каменноостровский, д. 48.
Ответ Елены Голуб:
Исаакиевский собор. Архитектор Огюст Монферран. 1818-1858 гг. Поздний классицизм.
Большую часть скульптурного убранства собора выполнил талантливый скульптор И.П.Витали. Ему принадлежит авторство создания ангелов со светильниками, установленных на углах аттика на высоте 35 м.
Каждая из четырех скульптурных композиций представляет собой двух коленопреклоненных Ангелов у подножия светильника . Скульптуры изготовлены на гальванопластическом литейном заводе герцога Лейхтенбергского. Скульптурные группы появились в связи с разработанным в 1840г. О. Монферраном проектом дополнительного декора храма и были выполнены И.П. Витали по рисункам художника Константина Молдавского в 1850-1855гг. Установлены в 1856 г. Появление этих скульптур придало фасадам совершенно иной облик. В общей композиции сооружения Ангелы со светильниками играют роль переходного элемента от одной части к другой - от горизонтали основного объема здания к вертикали барабана главного купола.
Кроме того, они позволяли эффектно иллюминировать собор в праздничные дни.
Ответ Андрея Колычева:
вопрос 8
Доходный дом В. А. Залемана - Доходный дом С. Ф. Френкеля и Д. Е. Хавкина
Разъезжая ул., 16-18, 1863 - архитектор А. Х. Пель, перестроен в 1909 - арх. В. В. Шауб, инж. п.с. В. М. Блохин
Русско-американская багетная и рамочная фабрика Ч. Гофмана - Багетная фабрика К. Р. Гофмана .
Мичуринская ул., 19
Архитектор А. И. Рейнбольдт
Ответ Ирины Смирновой:
Вопрос 8. Если считать фонари и светильники синонимами, то прекрасными примерами являются четыре скульптурные группы ангелов со светильниками на фасадах Исаакиевского собора. Это одна из последних работ скульптора И.П.Витали.
Необычные скульптуры-светильники украшают вход в здание конторы фабрики Зигеля на улице Достоевского 44. Медведи (символ процветания владельца) стоят на задних лапах, передними обхватив ствол дуба, который и есть опора светильника, т.е. скульптура-фонарь. Скульптуры выполнены на заводе художественного литья Сан-Галли по модели скульптора Обера.
Юлия Сигирская предложила вариант с фонарями на доме книги, а также прислала такое вот изображение, к сожалению не атрибутированное: