В условиях начала Второй мировой войны зашла речь о близости границы к Ленинграду. Сталин заметил: «Мы ничего не можем поделать с географией… Поскольку Ленинград передвинуть нельзя, придётся отодвинуть от него подальше границу».
Формальным поводом к началу войны послужил инцидент, когда, по советской версии, 26 ноября 1939 года финская артиллерия, якобы обстреляла позиции советских войск в районе Майнилы. В тот же день наркомат иностранных дел СССР обратился с нотой протеста к правительству Финляндии и потребовал отвода их войск от советско-финской границы на 20-25 км. 29 ноября 1939 года финскому послу была вручена нота о разрыве дипломатических отношений двух стран, и 30 ноября войска Ленинградского фронта получили приказ перейти границу с Финляндией, а президент Финляндии Кюёсти Каллио объявил войну СССР.
В начале войны тон советской прессы был бравурным — Красная Армия выглядела идеальной и победоносной. Но победить быстро, как это изначально планировалось, не удалось. Штурм комплекса оборонительных сооружений между Финским заливом и Ладогой (линии Маннергейма) сорвался, в конце декабря советские войска перешли к обороне.
Стали говорить о мощи «линии Маннергейма», тяжёлой местности и морозе. Красная Армия, неподготовленная и неэкипированная, теряя десятки тысяч убитыми и обмороженными, застряла в финских лесах. Позже А. Микоян писал: «Сталин — умный, способный человек, в оправдание неудач в ходе войны с Финляндией выдумал причину, что мы „вдруг“ обнаружили хорошо оборудованную линию Маннергейма. Была выпущена специально кинокартина с показом этих сооружений для оправдания, что против такой линии было трудно воевать и быстро одержать победу»
В феврале 1940 года штурм укреплений на Карельском перешейке возобновился, и к концу февраля советские войска вышли к финским позициям в районе Выборга. Овладев большей частью города и форсировав Выборгский залив, они обошли Выборгский укрепленный район с северо-запада. Финляндия попросила мира.
Во время войны на территории СССР было создано марионеточное «Териокское правительство» (возглавляемое финским коммунистом Отто Куусиненом), которое использовалось для нажима на Финляндию – если бы финское правительство стало бы возражать против передачи Советскому Союзу Выборга и Сортавалы, то последующие советские условия мира будут ещё более жёсткими и СССР пошёл бы тогда на окончательное соглашение с «правительством» Куусинена.
12 марта 1940 года в Москве был подписан мирный договор, по которому к СССР отошёл Карельский перешеек с Выборгом, часть полуостровов Рыбачий и Средний на Севере и был сдан на 30 лет в аренду полуостров Ханко, граница на Карельском перешейке была отодвинута от Ленинграда на 120-130 километров, и Финляндия обязалась не участвовать во враждебных СССР коалициях. 13 марта боевые действия прекратились.
В результате войны главная стратегическая цель советского правительства — обезопасить северо-западную границу страны — была достигнута, однако Лига наций признала Советский Союз агрессором (из-за развязывания войны) и исключила его из своего состава, а на Западе ужесточилась антисоветская кампания.
Память о войне была увековечена в создании мемориалов: «Крест скорби» — памятник советским и финским воинам в Питкярантском районе Карелии, «Колласъярви» в Суоярвском районе Карелии, «Петровка» в Выборгском районе Ленинградской области. Также были созданы музеи
«Неизвестная война» в школе № 34 Петрозаводска, «Военный музей Карельского перешейка» в Выборге.
+На экскурсии ЭКЛЕКТИКИ «Барон Карл Густав Маннергейм в Петербурге» мы рассказываем об этой важной исторической фигуре - дважды становился Маннергейм во главе Финского государства, дважды руководил финской армией в качестве верховного главнокомандующего во время советско-финских войн.
![](/bitrix/templates/aspro_kshop/images/shadow_bottom.png)