Игорь Воеводский
В раннем детстве родители открыли мне чудо петербургских парков и садов: Летний сад, Екатерининский и Павловский парки, Верхний и Нижний сады Петергофа.Именно тогда у меня пробудился интерес к разным типам садов.
Мне посчастливилось, благодаря профессии экскурсовода увидеть барочные сады Швеции и Дании, парки в Англии и Шотландии, сады Италии и Франции.
И наконец, я увидел и уже несколько раз показывал своим туристам первоисточник всего перечисленного (может быть, за исключением арабских садов Испании) – Виллу Адриана. Именно она, вернее – ее руины, стали основой для всего дальнейшего развития европейского паркового искусства. О ней я и хочу рассказать.
Почему можно так уверенно утверждать, что Вилла Адриана является первоисточником? Потому что именно ее десять лет изучал будущий создатель садов Ватикана и Виллы д'Эсте архитектор Пирро Лигорио. Конечно он вел раскопки не так, как нынешние археологи, работающие ножами и кисточками, фиксирующие каждый фундамент, каждый фрагмент стены. Вероятнее всего, как его современники, он прежде всего искал скульптурные шедевры, мозаики и предметы декоративно-прикладного искусства для украшения дворцов и вилл кардиналов и пап. Но, несомненно, масштабы и гармония римских развалин, расположение дорожек и фонтанов, выложенных разноцветным мрамором двориков, водоемов и парковых павильонов постепенно оказали на него глубокое воздействие и стали источником его вдохновения.
Пирро Лигорио начал раскопки Виллы Адриана в 1550 году, а в конце 50-х годов по заказу Папы Пия IV создал один из чудеснейших павильонов с фонтаном в садах Ватикана. В 1558 года он начал работы по созданию Виллы д'Эсте по заказу кардинала Ипполита д'Эсте, задумывавшегося тогда о папской тиаре.
В вилле д'Эсте Пирро Лигорио наиболее полно воплотил своё представление об идеальном саде. И именно вилла д'Эсте стала образцом для для всех последующих итальянских парков, а затем и для создателей французских шедевров Во ле Виконт и Версаля.
Поэтому путешествие в историю паркового искусства надо начинать с Виллы императора Адриана. Но сначала немного о самом императоре, создавшим этот невероятный по красоте и по размерам комплекс.
Бюст императора Адриана
Публий Элий Траян Адриан родился в 76 году нашей эры. Римская империя занимала в то время половину Европы, поэтому вас не должен удивлять тот факт, что будущий император родился на территории нынешней Испании, еще точнее – нынешней Андалусии. Его отец, римский сенатор, умер когда мальчику исполнилось всего 10 лет. Воспитанием Адриана занялся его дядя, император Траян. Юноша принимал участие во множестве битв. Сражаясь с врагами Римской империи, он побывал в разных частях Европы, Азии и Африки, воевал на территории нынешней Германии, Армении, Месопотамии, Египта и Сирии.Смерть Траяна (в августе 117 года)застала Адриана в Сирии. Говорят, Траян, воспитывавший племянника, не торопился документально оформить опекунство, и его вдова Плотина сделала это уже после смерти Траяна, по сути, совершив подлог. Сирийские легионы провозгласили приемного сына императором.
По свидетельству античного историка Спартиана, «…он был высокого роста, отличался внешним изяществом, завивал с помощью гребня свои волосы, отпустил бороду, чтобы скрыть природные недостатки лица, имел крепкое телосложение. Он очень много ездил верхом и ходил пешком, всегда проделывал упражнения с оружием и копьем. На охоте он очень часто собственноручно убивал львов. На охоте же он сломал себе ключицу и ребро».
Почти год ушел у нового императора на урегулирование отношений с парфянами и Арменией, на наведение порядка на границах с Дакией и только летом 118 года он триумфально въехал в Рим.
Оборонительные сооружения и храмы, осуществлённые по приказу Адриана, можно увидеть в Греции, Египте и даже на территории Англии. Император любил греческое искусство и долго жил в Афинах. По его же приказу в Афинах возвели огромный храм Зевса, библиотеку. Величественные развалины храма и Арка Адриана и сегодня поражают воображение гостей греческой столицы. Римский император заказал множество копий греческих статуй для украшения своих римских садов и дворцов. Его можно назвать настоящим знатоком, собирателем и ценителем Греческого искусства.
Антиной
Вилла Адриана стала грандиозным комплексом архитектурных сооружений, окружённых деревьями и цветочными клумбами, фонтанами и искусственными прудами. Кроме дворца императора, здесь были здания храмов, библиотек, бань, зернохранилищ, бассейны для купания и гимнасии (места для занятия спортом). Строилась вилла со 118 по 138 год н.э.
Конечно, время и люди нанесли творению римского императора глубокие раны. Постройки дошли до нас в виде развалин. В древние времена мраморные плиты облицовки снимали для украшения новых построек, во время раскопок XVI-XVII веков прежде всего искали статуи, мозаики и предметы декоративно-прикладного искусства. Многие из них теперь находятся в музеях Рима и всего мира. Вероятно, эти раскопки также нанесли большой урон комплексу. Но даже в нынешнем виде Вилла Адриана производит сильнейшее впечатление.
Именно этот комплекс изучал Пирро Лигорио – и воплотил свои знания в садах Ватикана и в Вилле кардинала д’Эсте.
Мы начали экскурсию по вилле, пройдя по довольно диной аллее, часть которой видна на фотографии справа, как правый луч из трёх, сходящихся в центре элипсообразной галереи.
Макет располагается в небольшом павильоне рядом с мощной кирпичной стеной.
А вот, как выглядит кирпичная кладка в створе ворот:
Это остатки сооружения, созданного императором под впечатлением от понравившейся ему в Афинах постройки, называемой Стоа Пойкиле (в переводе с греческого – пестрая галерея или расписная галерея). Это сооружение в Афинах представляло собой большую крытую галерею, украшенную фресками. Стоя была излюбленным местом прогулок для афинян. Именно здесь, прогуливаясь, вели светские беседы историки, получившие от Стои Пойкиле название «стоиков». Русскому уху представляется, что это какие-то «стойкие» философы, а речь идет только о похожем звучании, со стойкостью учение стоиков не имеет ничего общего.
Увы, в Афинах от Стои Пойкиле не осталось и следа. Правда, примерно полвека назад американские историки воссоздали её, и теперь она входит в комплекс Афинской Агоры. «Печиле», как называли постройку на Вилле Адриана, представляла собой гигантский эллипс. Протяжённость длинной стороны была 214 метров.
Так выглядит одна единственная стена, сохранившаяся от всей Стои.
Глядя на существующий сейчас остаток мощной стены и на макет, …
… представьте, что покрытые белоснежным мрамором стены защищали от ветра большое пространство для спортивных состязаний и бассейн. Чтобы укрыть посетителей от солнечных лучей (летом) и осадков (зимой) вдоль стен были сооружены крытые галереи. Здесь можно было прогуливаться и вести беседы или заниматься спортом. По сути это был огромный гимнасий как у греков.
Удивительно, но практически почти под террасой, на которой расположена Пойкиле, было построено длинное здание, называемое учеными «Домом ста комнат». Двухэтажное здание было предназначено для проживания обслуживавших виллу людей. От Пойкиле здание не было видно. И люди, которые там жили, никак не пересекались с господами. Для их передвижений на уровень господ существовали подземные тоннели...
Дом ста комнат построенный в форме буквы «Г» ниже уровня Стои Пойкиле и бассейна.