110 лет «Титанику».
О трагической судьбе самого известного парохода в мире читайте в нашей статье
Рубеж XIX-XX веков – время расцвета пароходостроения и начало острейшей конкуренции в сфере морских перевозок между судоходными компаниями мира.
По замыслу судоходной компании «White Star Line», в условиях борьбы за рынок трансатлантических перевозок, необходимо было создать большие, быстроходные и надёжные лайнеры. Так была создана серия «Олимпик» – класс судов из трёх трансатлантических лайнеров — «Олимпика», «Титаника» и «Британника». Титаник был назван в честь титанов - героев древнегреческих мифов, которые решили свергнуть богов-олимпийцев, за что были низвергнуты ими в Тартар.
Проектирование и строительство этих судов велись на верфи в Белфасте. «Титаник» был оборудован двумя паровыми машинами и паровой турбиной, мог развивать скорость до 23 узлов (42 км/ч), к этому времени Атлантику пароходы пересекали уже всего за почти 4 суток. Его водоизмещение было больше, чем у близнеца «Олимпик» и составляло 52 310 т. Для надёжности были предусмотрены стальной корпус, двойное дно; трюм и нижние палубы разделялись на 16 отсеков переборками с герметичными дверями. Подразумевалось, что при повреждении одного из отсеков, благодаря герметичности перегородок, корабль не утонет. В прессе стало распространяться мнение, что «Титаник» был практически непотопляемым.
Однако, в соответствии с устаревшими правилами, «Титаник» был оснащён только 20 спасательными шлюпками общей вместимостью на 1178 человек, что составляло лишь треть от максимальной загрузки парохода.
Каюты и общественные помещения разделялись на три класса. Для пассажиров I класса были предусмотрены бассейн, корт, ресторан, кафе, гимнастический зал, изысканные интерьеры в различных художественных стилях, выполненные из красного дерева, позолоты, витражей, шёлка и т.д. Каюты третьего класса оборудовались просто - стены окрашивались в белый цвет либо обшивались деревянными панелями, здесь обитали преимущественно эмигранты, переезжающие в США, в том числе из России.
1 апреля 1912 года «Титаник» вышел в море для проведения испытаний, которые прошли успешно. 10 апреля лайнер, под руководством капитана Эдварда Смита вышел из Саутгемптона (Англия) в Нью-Йорк, в свой первый и последний рейс. В Атлантический океан вышел с 1317 пассажирами и 908 членами экипажа на борту.
14 апреля поступили предупреждения о плавучих льдах, однако лайнер продолжал двигаться почти на предельной скорости. В 23:39 поступил сигнал об айсберге прямо по курсу. Через минуту, несмотря на огромные усилия команды по изменению курса, произошло роковое столкновение.
Правый борт лайнера задел подводную часть айсберга, который пропорол несколько отсеков ниже ватерлинии на протяжении в 90 м. Титаник стал крениться, раскололся на две части и, согласно своему названию, колосс стал быстро низвергаться в пучину. Произошло это в 600 км от острова Ньюфаундленд, большая часть пути уже была пройдена.
Началась спешная эвакуация, в шлюпки сажали в первую очередь женщин и детей. 15 апреля, в 2 часа 20 минут апреля, «Титаник» затонул. Погибло около полутора тысяч человек. 712 спасшихся подобрал проходивший рядом пароход.
Некоторое время на континентах ничего не было известно, поступало множество фейков - репортёры использовали любые слухи, лишь бы что-нибудь написать. Интересный факт, что в Петербурге это событие было освещено в первом выпуске газеты «Правда», который вышел 22 апреля (5 мая) 1912 года.
Обломки «Титаника» покоятся на глубине 3750 м - впервые их обнаружила экспедиция Р. Балларда в 1985 году.
В честь этого события в Великобритании воздвигнуто несколько монументов - в Саутгемптоне, в Личфилде, в Белфасте.
Гибель «Титаника» до сих пор остаётся одной из самых известных катастроф, трагические события легли в основу многих произволений литературы и искусства. Джеймс Кэмерон, режиссёр замечательного художественного фильма «Титаник», сказал:
«История «Титаника» продолжает завораживать нас потому, что это — великий роман, написанный реальностью. Ни один писатель не мог бы придумать лучше… Противопоставление богатых и бедных, мужчин и женщин, доигравших свои роли до конца (женщины в первую очередь), стоицизм и благородство ушедшей эпохи, величие прекрасного корабля, столкнувшегося с человеческой глупостью, ввергнувшей его в ад».
