220 лет назад убит император Павел I
Павел I был убит заговорщиками в Михайловском замке в собственной опочивальне в ночь на 24 (12) марта 1801 года. В заговоре участвовали Пётр Пален (петербургский генерал-губернатор и глава тайной полиции), вице-канцлер Никита Петрович Панин, командир Изюмского легкоконного полка Леонтий Беннигсен, граф Николай Зубов, командиры гвардейских полков: Семеновского — Леонтий Депрерадович, Кавалергардского — Фёдор Уваров, Преображенского — Пётр Талызин; поддерживали недовольных и иноземцы – испанский дворянин Де Рибас, английский посол Уитворт. Основной причиной переворота стало недовольство многих вельмож ломкой екатерининских порядков и непредсказуемой политикой императора.
Сведения об убийстве противоречивы, от того, что это было преднамеренное убийство, совершённое пьяными офицерами, до того что оно было непреднамеренным, и он сам затеял ссору, в которой был убит.
Это был последний в истории Российской империи дворцовый переворот, в котором принимало участие от 30 до 70 человек.
Официальной причиной смерти императора был объявлен апоплексический удар.
Восприятие Павла потомками было неоднозначным – с одной стороны его обвиняли в самодурстве и деспотизме, с другой стороны наблюдается его романтизация – подчеркивалась его рыцарственность, его называли «романтиком на троне» и «Русским Гамлетом», с третьей стороны это был прогрессивный реформатор и даже революционер.
Известие о смерти Павла вызвало в обеих столицах с трудом сдерживаемое ликование на улицах. Державин писал:
«Умолк рёв Норда сиповатый,
Закрылся грозный, страшный взгляд»
А. Пушкин за эти известные стихи был выслан из Петербурга:
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец
Здесь уместно вспомнить городскую легенду, связанную с убийством Павла. Якобы, за несколько месяцев до смерти императора появилась в Петербурге юродивая (по некоторым версиям — Ксения Петербургская), которая предрекла, что жить ему столько лет, сколько букв в надписи на стене только что воздвигнутого замка.
Над южными Воскресенскими воротами располагается надпись из медных букв
«ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ» - сорок семь символов.
Это вариант фразы из 92-го псалма Давида: «дому твоему подобает, Господи, святыня в долготу дней». Изначально надпись предполагалась для нанесения на Воскресенском соборе Смольного Монастыря, затем её хотели нанести на Исаакиевский собор, а Павел повелел перенести на свой замок.
На момент смерти Павлу было 46 лет, так что с этой точки зрения пророчество не исполнилось. Однако ему шёл 47-й год (столько ему должно было исполниться осенью 1801 года). В самом замке он жил около 40 дней.
