К 150-летию Варвары Кельх. Об известной меценатке и благотворительнице, на средства которой был построен знаменитый Особняк Кельха в Петербурге, читайте в нашей статье
Варвара Петровна Базанова родилась в 1872 году в Иркутске, в известной купеческой семье Базановых, владевших золотыми приисками, винокуренными и солеваренными заводами, пароходствами. Вела благотворительную деятельность в Иркутске, Москве, Петербурге. На её пожертвования учреждались стипендии, строились приюты и больницы, удостоена золотой медали на Анненской ленте «за усердие».
В 1892 году вышла замуж за Николая Кельха, из небогатого дворянского рода. Николай Фердинандович (Фёдорович) Кельх был секретарём Комитета Общества для пособия недостаточным студентам Московского университета, учредил стипендию для нуждающегося студента юридического факультета. Однако вскоре Николай умер, и в 1894 году Варвара Петровна вышла замуж за его младшего брата — Александра Фердинандовича, так что фамилию менять не пришлось. Александр Кельх служил в чине корнета Отдельного корпуса под командованием графа Ф. Ю. Витте в Петербурге. В браке с Варварой Петровной управлял её делами, в том числе петербургской недвижимостью. Прославился тем, что на Пасху супруге (на её деньги) покупал одно яйцо Фаберже, семья Базановых-Кельх владела второй (после императорской фамилии) по величине коллекцией пасхальных яиц.
В 1896 году супруги Кельх на средства Варвары Петровны приобрели бывший особняк греческого консула И. Е. Кондоянаки в Петербурге на Сергиевской улице. С 1896 года по проекту молодых архитекторов В. И. Шене и В. И. Чагина особняк долго и трудно перестраивался в стиле эклектика. Хозяева поставили архитекторам следующую задачу:
«Чтобы дом напоминал средневековые замки, но не был исключительно „готичным“ или, скажем, „возрожденческим“. Сделайте нечто… разнообразное, чтобы при одном только взгляде на здание дух захватывало».
В 1903 году по проекту арх. К. К. Шмидта во дворе был построен готический павильон.
По лицевому фасаду дом решен в духе барокко, французского и флорентийского ренессанса с большими полуциркульными окнами, пилястрами, балконной решеткой и увенчан изощрённым сооружением в виде портика со скульптурой и шатра. Стены облицованы розоватым и желтоватым песчаником. Второй этаж фланкировался двумя эркерами, но во время Великой Отечественной войны в правую часть особняка (над воротами) попала бомба и при реставрации этот эркер не был восстановлен. Дворовые фасады были оформлены в формах готики.
Переехав на постоянное местожительство в 1890 году в Петербург, Варвара Петровна продолжила активную общественную и благотворительную деятельность, входила в совет попечителей частной гимназии Полянова в Петербурге, была членом женского петербургского Комитета Российского Красного Креста.
Варвара Петровна жила в особняке недолго - в 1904 году уехала навсегда в Париж, оставив Александру письмо с признанием, что всегда любила лишь Николая и вся её «жизнь сложилась наперекосяк».
Александр Кельх после отъезда супруги продолжил её дело, заведовал её благотворительными заведениями в Петербурге, попечительницей которых она была, заботился о её матери. В 1930 году был репрессирован и умер в лагерях.
Варвара Петровна прожила долгую жизнь и скончалась в Париже в 1959 году, прах её покоится на русском кладбище в Сен-Женевье де Буа. Некоторые её драгоценности находятся в частных коллекциях и в разных музеях мира.
В 1919 году в особняке открылась Школа экранного искусства (среди выпускников был кинорежиссёр Сергей Васильев). Позже здесь размещался райком, затем отделение ЮНЕСКО, с 1998 года в ведении СПбГУ, с 1999 года здесь был открыт Дом юриста. В 2000-х годах особняк реставрировался.
Ныне интерьеры особняка продолжают поражать своей пышной архитектурой, здесь проводятся экскурсии, посвящённые истории одной из богатейших семей России. Сохранились Розовая гостиная, Готическая столовая, беломраморный зал и другие помещения.
