95 лет назад родился Владимир Мотыль.
О создателе бессмертных шедевров «Женя, Женечка и «катюша», «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья» читайте в нашей статье
Владимир Яковлевич Мотыль родился 26 июня 1927 года в Белоруссии. Его отец - слесарь минского завода Яков Мотыль, когда сыну было три года, был арестован по обвинению в шпионаже и погиб в лагерях. Мать — выпускница Петроградского педагогического института имени А. И. Герцена Берта Антоновна Левина работала воспитательницей в колонии для малолетних преступников под руководством А. С. Макаренко, с нею Володя провел детские годы в ссылке на Урале.
В 1948 году окончил Театральный институт в Свердловске, а в 1957 году заочно — исторический факультет Свердловского университета, работал театральным режиссёром. Дебют Мотыля-режиссёра состоялся в 1963 году, когда вышел фильм «Дети Памира».
Творчество Мотыля было тесно связано с Ленинградом – именно на базе киностудии Ленфильм были сняты его самые известные фильмы, вошедшие в золотой фонд отечественного кинематографа «Женя, Женечка и «Катюша», «Белое солнце пустыни» и «Звезда пленительного счастья».
Фильм «Женя, Женечка и «Катюша» вышел в 1967 году и посвящён любви интеллигентного рядового Жени Колышкина и связистки Женечки Земляникиной во время Великой Отечественной войны. Идея фильма появилась у Владимира Яковлевича после знакомства с повестью Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр!». Для написания сценария режиссёр отправился в Ленинград на встречу с великим бардом, непосредственным участником войны. Так Булат Шалвович стал соавтором и привнёс в сценарий многие важные детали и диалоги. Было использовано множество реальных случаев, как, например, с советским солдатом, который заблудился с посылкой и попал к немцам на Новый год.
Огромную любовь зрителя Мотыль приобрёл после выхода в 1969 году картины «Белое солнце пустыни». Съёмки проводились на производственной базе студии «Ленфильм», натурные съёмки сцены на фоне берёзок проходили в Ленинградской области в деревне Мистолово, Всеволожский район. Также снимали в Дагестане на побережье Каспийского моря и в Туркменистане. Съёмки завершились в сентябре 1969 года, но материалы не удовлетворили руководство. Однако в судьбу фильма вмешался Леонид Брежнев, он возмутился, почему он ещё не видел картину, уже ставшую известной по закрытым показам. Генсек остался в восторге от просмотра, фильм получил добро.
Картина была снята по сценарию, написанному Рустамом Ибрагимбековым и Валентином Ежовым, многие реплики героев впоследствии стали крылатыми: «Восток — дело тонкое», «Гюльчатай, открой личико», «Таможня даёт добро», «Вопросы есть?.. Вопросов нет», «...за державу обидно!»...
Картина выделяется своим стилем и проработанными мелочами, придающими сюжету глубину. Например, интересная режиссёрская находка — письма Сухова супруге, текст к которым сочинил Марк Захаров. На главную роль, красноармейца Сухова, пробовались Георгий Юматов и Анатолий Кузнецов. Роль Саида досталась Спартаку Мишулину, а роль Верещагина — актёру Ленинградского БДТ Павлу Луспекаеву, который к моменту начала съёмок Луспекаев был уже тяжело болен.
Также можно отметить фильм «Звезда пленительного счастья», вышедший в 1975 году. Фильм посвящён судьбе декабристов и их жён, последовавших за ними в ссылку. В основе сценария использовались истории судеб князя Сергея Трубецкого и его жены Екатерины Трубецкой, князя Сергея Волконского и его жены Марии Волконской и др.
С 1976 по 1985 годы был художественным руководителем Студии художественных фильмов ТО «Экран».
Последней работой режиссёра стал посвящённый памяти матери и жены фильм «Багровый цвет снегопада», который вышел уже после смерти Мотыля – он скончался 21 февраля 2010 года в Москве.
