RSS
31 августа 2020
Возвращалась из Царского Села и Павловска и в автобусе всю дорогу вспоминала стихотворение Роберта Рождественского. Наизусть помнила только две строфы:
Все начинается с любви...
Остановка первая. Музей "Царскосельская коллекция". Располагается в особняке вдовы статского советника Марии Стеткевич, построенном в стиле "модерн" архитектором Густавом фон Голи в 1909 году.
И тут неожиданно начинается история одной из миллионов петербургских семей. В Царском Селе, недалеко от здания музея, жили дедушка и бабушка Игоря Воеводского. Сюда студент исторического факультета Ленинградского университета, папа Игоря, привел свою невесту, тоже студентку истфака.
Беззаботные счастливые довоенные годы длились недолго. Началась война. Отец добровольцем ушел на фронт. Его родители - врачи остались в Детском Селе спасать раненых и больных. Въезд в Ленинград был разрешен только по спецпропускам, поэтому у 50 тысяч жителей не было возможности эвакуироваться. 17 сентября 1941 года в город вошли фашисты. В первую же неделю от имени немецкой комендатуры были вывешены приказы о регистрации лиц еврейской национальности. Пришедших отвели в подвалы Екатерининского дворца, где размещалось гестапо, и расстреляли. Их закапывали в Лицейском саду, Александровском парке и на Розовом поле. Уничтожив евреев, фашисты принялись расправляться с другими. На улицах стояли виселицы, трупы с табличками на груди "За саботаж", "Партизан" - не снимали неделями.
Статистика страшна. Погибло 18368 человек, 18 тысяч было угнано в Германию, расстреляно и повешено 7372 человека, погибли от голода, от обстрелов и болезней 1482 человека. В день освобождения в городе осталось всего около 50 человек.
Недалеко от Александровского парка, на месте, где были расстреляны 800 жителей стоит памятник Вадима Сидура "Формула скорби". Среди красных цветов и листьев, так похожих на лужу крови.
А потом мы отправились в Павловск. И на плацу перед памятником Павлу Игорь признался в любви к Андреа Палладио. Это имя он слышал еще в детстве от родителей. А потом, побывав в Италии, понял, как много образцов творчества архитектора находится в России. Лучшие архитекторы, приехавшие в Петербург из Европы, много взяли от принципов античной архитектуры, от виллы Адриана или виллы д" Эсте...
Тут Игорь широко развел руки и показал, как произведения Палладио обнимают, защищают, совсем как крылья Павловского дворца, построенного Чарльзом Камероном.
А дальше был рассказ о легендарном директоре Анне Ивановне Зеленовой, спасшей экспонаты во время блокады и восстанавливающей дворец после войны. Даже когда было сказано, что здание не подлежит восстановлению, она боролась, доказывала высоким начальникам в Москве, что возможно и что нужно. В самой дальней части парка есть обелиск под названием "Конец света", копию установили на могиле Анны Зеленовой . Да, конец жизни человека и вторая жизнь восстановленного Павловского дворца.
А еще был экскурсовод Владимир Иванович Мусатов. Вообще-то он был артистом Театра музыкальной комедии, играл в кино. В его фильмографии - "Прощание с Петербургом", "Летучая мышь", "Женя, Женечка и "катюша"... Он вырос в Павловске - школьником работал в пожарной команде, помогал лесникам парка. В 1962 году по приглашению Анны Зеленовой был принят на работу диктором радиоузла Павловского парка. Аристократическая внешность, безукоризненные манеры, красивая речь, энциклопедические знания сделали его местной знаменитостью. К нему специально приезжали не только из Ленинграда, - из Москвы. Группа иногда доходила до двухсот человек. "Я актер, - говорил он. - любая аудитория для меня - театр, это публика, зритель, слушатель. Я никогда не выйду на маршрут ненаполненным, так как играю спектакль".
Такой же спектакль устроил нам Игорь Воеводский. Кажется, даже на облаках заслушались и забыли включить обещанный дождь. Я не знаю, когда, и сможет ли быть повторение. Слишком личной, слишком откровенной, слишком искренней получилась наша встреча. Но уверяю, , вы не просто получите высшее наслаждение, но станете очевидцем полета мысли и истинного вдохновения!
А вот и окончание стихов Роберта Рождественского.
Твердят:
"Вначале
было
слово..."
А я провозглашаю снова:
Все начинается
с любви!..
Все начинается с любви:
И озаренье,
и работа,
глаза цветов,
глаза ребенка -
все начинается с любви.
Остановка первая. Музей "Царскосельская коллекция". Располагается в особняке вдовы статского советника Марии Стеткевич, построенном в стиле "модерн" архитектором Густавом фон Голи в 1909 году.
И тут неожиданно начинается история одной из миллионов петербургских семей. В Царском Селе, недалеко от здания музея, жили дедушка и бабушка Игоря Воеводского. Сюда студент исторического факультета Ленинградского университета, папа Игоря, привел свою невесту, тоже студентку истфака.
Беззаботные счастливые довоенные годы длились недолго. Началась война. Отец добровольцем ушел на фронт. Его родители - врачи остались в Детском Селе спасать раненых и больных. Въезд в Ленинград был разрешен только по спецпропускам, поэтому у 50 тысяч жителей не было возможности эвакуироваться. 17 сентября 1941 года в город вошли фашисты. В первую же неделю от имени немецкой комендатуры были вывешены приказы о регистрации лиц еврейской национальности. Пришедших отвели в подвалы Екатерининского дворца, где размещалось гестапо, и расстреляли. Их закапывали в Лицейском саду, Александровском парке и на Розовом поле. Уничтожив евреев, фашисты принялись расправляться с другими. На улицах стояли виселицы, трупы с табличками на груди "За саботаж", "Партизан" - не снимали неделями.
Статистика страшна. Погибло 18368 человек, 18 тысяч было угнано в Германию, расстреляно и повешено 7372 человека, погибли от голода, от обстрелов и болезней 1482 человека. В день освобождения в городе осталось всего около 50 человек.
Недалеко от Александровского парка, на месте, где были расстреляны 800 жителей стоит памятник Вадима Сидура "Формула скорби". Среди красных цветов и листьев, так похожих на лужу крови.
А потом мы отправились в Павловск. И на плацу перед памятником Павлу Игорь признался в любви к Андреа Палладио. Это имя он слышал еще в детстве от родителей. А потом, побывав в Италии, понял, как много образцов творчества архитектора находится в России. Лучшие архитекторы, приехавшие в Петербург из Европы, много взяли от принципов античной архитектуры, от виллы Адриана или виллы д" Эсте...
Тут Игорь широко развел руки и показал, как произведения Палладио обнимают, защищают, совсем как крылья Павловского дворца, построенного Чарльзом Камероном.
А дальше был рассказ о легендарном директоре Анне Ивановне Зеленовой, спасшей экспонаты во время блокады и восстанавливающей дворец после войны. Даже когда было сказано, что здание не подлежит восстановлению, она боролась, доказывала высоким начальникам в Москве, что возможно и что нужно. В самой дальней части парка есть обелиск под названием "Конец света", копию установили на могиле Анны Зеленовой . Да, конец жизни человека и вторая жизнь восстановленного Павловского дворца.
А еще был экскурсовод Владимир Иванович Мусатов. Вообще-то он был артистом Театра музыкальной комедии, играл в кино. В его фильмографии - "Прощание с Петербургом", "Летучая мышь", "Женя, Женечка и "катюша"... Он вырос в Павловске - школьником работал в пожарной команде, помогал лесникам парка. В 1962 году по приглашению Анны Зеленовой был принят на работу диктором радиоузла Павловского парка. Аристократическая внешность, безукоризненные манеры, красивая речь, энциклопедические знания сделали его местной знаменитостью. К нему специально приезжали не только из Ленинграда, - из Москвы. Группа иногда доходила до двухсот человек. "Я актер, - говорил он. - любая аудитория для меня - театр, это публика, зритель, слушатель. Я никогда не выйду на маршрут ненаполненным, так как играю спектакль".
Такой же спектакль устроил нам Игорь Воеводский. Кажется, даже на облаках заслушались и забыли включить обещанный дождь. Я не знаю, когда, и сможет ли быть повторение. Слишком личной, слишком откровенной, слишком искренней получилась наша встреча. Но уверяю, , вы не просто получите высшее наслаждение, но станете очевидцем полета мысли и истинного вдохновения!
А вот и окончание стихов Роберта Рождественского.
Все начинается с любви,
С любви!
Я это точно знаю.
Все,
даже ненависть -
родная
и вечная
сестра любви.
Все начинается с любви:
Мечта и страх,
Вино и порох.
Трагедия,
тоска
и подвиг -
Все начинается с любви...
Весна шепнет тебе:
"Живи..."
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься.
И начнешься.
Все начинается с любви!"
Татьяна Анциферова