Однажды Ф. М. Достоевский в своих «Маленьких картинках» описал петербургскую сценку, характерную для отношений архитектора и домовладельца в наступившую эпоху капитализма:
«Дожевское-то окно ты мне, братец, поставь неотменно, потому чем я хуже какого-нибудь ихнего голоштанного дожа; ну, а пять-то этажей ты мне все-таки выведи жильцов пускать; окно — окном, а этажи чтоб этажами; не могу же я из-за игрушек всего нашего капиталу решиться»
Ещё с того времени, как Пётр Первый пробивал в Петербурге первые окна в Европу, они имели вполне классические формы и располагались на зданиях ритмично и симметрично. То же продолжалось в основном в период классицизма и эклектики. Но эпоха модерна ввела моду на необычно, часто ассиметрично расположенные окна разной расстекловки и формы. В современную эпоху поведение окон часто принимает вообще непредсказуемый характер (например, окна в стиле «хаотизм»).
Окна и стенные проёмы можно выделить по следующим признакам:
· По местоположению в здании: уличное (фасадное), дворовое, чердачное, цокольное, в световом барабане
· По конструктивно-композиционным особенностям: стрельчатое окно, романское, двух-ярусное, ступенчато-расположенные окна, хаотично-расположенные окна (в современном стиле хаотизм)
· по топонимике: итальянское, венецианское, флорентийское, французское, арабское
· по имени архитектора: брамантово, палладиево, серлиана, мансардное
· По геометрическим формам: прямоугольные, квадратные, овальные, круглые, трапециевидные, ленточные и т.д.
· По функциональным особенностям: слуховое, световое, противопожарное, панорамное и т.д.
Основные типы петербургских окон:
Классические окна - обычно прямоугольные окна, разработанные на основе античности. Имели много разновидностей - простые окна (без наличников), с наличниками, с сандриками, с использованием ордерных форм.
Бифо́рий (лат. biforis — двусторонний, на две стороны) — тип арочного двухчастного окна или проёма, разделённого колонкой или столбиком на две части. Один из лучших примеров бифория – окна в неоренессансном особняке княгини Юрьевской – Малом Мраморном дворце (ул. Гагаринская, 3, архитекторы Г. Боссе и Э. Шмидт, 1840-1862).
Трифора (итал. trifora) — тип окна, вертикально разделённого на три проёма двумя колоннами или пилястрами, на которые опираются три арки, закруглённые или острые. Иногда трифору обрамляют общей (четвёртой) аркой, которую декорируют круглым окошком, гербом и другим декором.
Венецианское окно (или палладианское, "дожевское") — форма трёхчастного окна, типичного для палладианской архитектурной традиции. Корни таких окон следует искать в античности (термальные окна) и в период готики. Бурно развились в период Ренессанса и имели множество вариаций. Обычно это композиция из центрального окна с полукруглой аркой, отделённая двумя колонками или пилястрами от узких боковых полуокон.
Флорентийское окно — окно, характерное для ренессанса Флоренции, состоит из нескольких арочек, объединённых одной большой аркой.
Брамантово окно - арочное окно в прямоугольном обрамлении, завершенном сандриком. Названо по имени итальянского архитектора Донато Браманте (1444-1514), который один из первых в эпоху Ренессанса развивал окна античного типа. В Петербурге архитектор Г. Боссе впервые использовал стилистический принцип Браманте в доме Гарфункель (1844 г., Садовая ул., 47).
Мансардное окно – окно, родившееся из слуховых окон, находится в кровле здания. Названо в честь французского архитектора Франсуа Мансара (1598 – 1666). Поскольку прибыль из неиспользуемых чердачных помещений получить не удавалось, домовладелец и Мансар решили переделать их в жилые (в будущем названные мансардами) - для небогатых парижан. Соответственно, и окно, устанавливаемое в наклонной плоскости крыши мансарды стало называться мансардным. В Петербурге такие окна раскрылись в эпоху эклектики, снова вспыхнули в архитектуре модерна, а в современности – это вообще один из популярнейших элементов архитектуры (пентхаусы).
Французское окно — панорамное окно до пола с раздвижными створками, часто с французским балконом.
Слуховое окно — окно в кровле здания, предназначено для естественного освещения и проветривания чердачных помещений, часто используется для выхода на крышу.
Люкарна (франц. lucarne, от латинского lux - свет) - вид слухового окна, оконный проём в виде выступа в чердачной крыше или куполе. Часто украшена наличниками и лепниной. Люкарна была характерным элементом барочной архитектуры. В Петербурге пример использования люкарн – слуховые проёмы в куполе Казанского собора.
Окна люнетов. Люнет (фр. lunette — «лунка») - арочный проём в своде или стене, ограниченный снизу горизонталью. Часто в люнетах помещаются окна.
Мезонинное окно — окно, расположенное в мезонине над основным рядом окон, вид слухового окна.
Роза — круглое окно в архитектуре готического стиля, расчленённое в виде «розы» - распустившегося цветка с симметрично расположенными лепестками и витражом.
Слепое окно — ниша в стене, имитирующая окно.
Двухъярусное окно - верхний и нижний ярусы такого окна могут освещать разноуровневые помещения.
Трапециевидное окно – одно из интереснейших явлений в архитектуре модерна Петербурга, изначально появилось в национальном романтизме Финляндии.
Ленточное окно (остекление) – этот тип окон родился в эпоху конструктивизма. Благодаря каркасной конструкции здания горизонтальные проёмы окон свободно протягиваются лентой вдоль всего фасада.
Панорамное окно – окно с современных зданиях, часто может заменять стену, открывая вид.