Янтарная комната – 20 лет со дня воссоздания.
О шедевре Царского Села, утерянном и сотворённом заново восьмом чуде света из окаменевшей смолы – читайте в статье.
Парадная янтарная комната изначально предназначалась для дворца прусских королей Шарлоттенбург, но не была установлена из-за изменения планов. Комната, позже также известная как «Восьмое чудо света», с панелями из янтаря, была спроектирована мастером-строителем в стиле барокко Иоганном Фридрихом Эозандером фон Гёте по заказу прусского короля Фридриха I.
Строительство было начато в 1701 году Готтфридом Вольфрамом, однако он вёл его слишком долго и работа обходилась очень дорого, поэтому заканчивали комнату янтарных дел мастера Эрнст Шахт и Готтфрид Турау. В 1712 году янтарные панели были встроены в кабинет Берлинского дворца, после смерти Фридриха I.
Петр Первый, посетивший Пруссию в 1712 году был так восхищён кабинетом, что не скрывал, что хочет иметь такой же в своём дворце. Четыре года Фридрих-Вильгельм подарил их царю. Пётр так писал супруге Екатерине:
«Король подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чём давно желали».
Янтарный кабинет был демонтирован, упакован в ящики и переправлен в Петербург в 1717 году. Первое время он находился в Меншиковском дворце, затем в Людских палатах Летнего сада, где пролежал почти четверть века.
Когда на российский престол взошла Елизавета Петровна, о кабинете вспомнили, и в 1743 году она повелела установить его в Зимнем дворце. Руководил процессом итальянский мастер Александр Мартелли, у которого помощником состоял молодой архитектор Б. Ф. Растрелли.
В 1755 году кабинет был перенесен в Царское Село для размещения его в Большом дворце. Однако отведенный для Янтарной комнаты зал площадью 96 квадратных метров превышал её размеры и Растрелли изменил планировку, разделив янтарные панели пилястрами с зеркалами и украсив комнату деревянной золоченой резьбой. Там, где янтаря не хватало, стены затягивали холстом и расписывали «под янтарь». За хрупкой комнатой следил специальный смотритель из Пруссии Ф. Роггенбук, он же выполнял небольшие реставрационные работы.
После восшествия на престол Екатерины II она распорядилась заменить расписные холсты и изготовить янтарные панели для нижнего яруса стен. К 1770 году создание Янтарной комнаты было завершено.
Янтарное убранство комнаты занимало три стены в три яруса. Были также использованы композиции из цветных камней, выполненные в 1750-х годах во Флоренции в технике флорентийской мозаики и изображавшие аллегории пяти чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние, в промежутках расположили зеркальные пилястры. В углу установили янтарный столик на гнутой ножке.
Так, мановением руки Растрелли, кабинет прусского короля преобразился в грандиозное чудо, поражающее воображение как простых зрителей, так и самых искушённых знатоков.
Во время Великой отечественной войны убранство Янтарной комнаты было вывезено в Кёнигсберг, далее её следы теряются.
В 1981 году была создана специальная Царскосельская янтарная мастерская и были начаты работы по реконструкции Янтарной комнаты. Руководил этим уникальным процессом архитектор-реставратор Александр Александрович, во многом благодаря которому и стало возможным возрождение Янтарной комнаты «во всём былом великолепии с максимальной достоверностью». Над воссозданием работали специалисты из самых разных областей – реставраторы, искусствоведы, химики, криминалисты, историки.
31 мая 2003 года, к 300-летию Санкт-Петербурга, состоялось официальное открытие воссозданной Янтарной комнаты, которая была восстановлена в полном объёме из калининградского янтаря, на российские средства и на деньги немецкой стороны.
Основатель Международного комитета по поиску Янтарной комнаты барон Эдуард фон Фальц-Фейн заявил: «Искали 20 лет, потратили на экспедиции по всему миру невероятные деньги, собрали громадный архив, чтобы потом узнать, что комната сгорела». После её посещения он сказал, что восстановленная комната сделана лучше, чем прежняя.