Западный скоростной диаметр (ЗСД) — суперсовременная магистраль в Санкт-Петербурге, предназначенная для проезда на автомобилях со скоростью до 110 км/ч.
Трасса, связывающая Большой морской порт Санкт-Петербурга и основные транспортные комплексы города с Кольцевой автомобильной дорогой и выходами в страны Балтии, Скандинавии и регионы России, протяжённостью 46,6 км (из которых половина составляют искусственные сооружения - эстакады, мосты, путепроводы и тоннели), шириной в 4-8 полос, построена в 2005-16 гг. Сооружение оформлено в едином архитектурно-художественном виде, отражающем современные технические возможности мостостроения и в значительной мере формирует новый градостроительный облик мегаполиса. Белые воздушные паутинки моста центрального участка ЗСД над устьем Малой Невы (Петровским фарватером) уже являются символом морского фасада Петербурга.
Район Западного скоростного диаметра, Яхтенного моста, башни «Атлантик-Сити» и Лахты - один из ярких образцов крупнейших ансамблей современной архитектуры, сравнимый, а в чём-то и превосходящий по своей градостроительной важности многие аналогичные районы мира.
При проектировании перед создателями стояла задача в нахождении уникального и узнаваемого образа, отличающегося от многих подобных существующих объектов. Причём этот образ современного транспортного сооружения должен прослеживаться на всём протяжении магистрали.
Значительная часть трассы эффектно смотрится как со стороны подъездных магистралей и развязок, так и со стороны жилой застройки и городских общественных центров. Эстакады оснащены шумозащитными экранами, которые, как и многочисленные светильники на поперечных дугах, также являются элементами общего архитектурного замысла.
На Южном участке применили сложное, оригинальное для России техническое решение, заключающееся в двухуровневой трассе ЗСД, что сократило ширину дороги в два раза.
Уникальной по своим размерам, технологии производства для России и всего мира стала конструкция сооружений Центрального участка ЗСД, в частности, моста через Морской канал. Авторы обеспечили прохождение трассы в плотной промышленной застройке с созданием единого транспортного коридора: на уровне земли проходит железная дорога, а над ней возвышается двухъярусная ферма, где каждый из ярусов представляет собой четырёхполосную дорогу с одним направлением движения.
С этим удивительным сооружением, с его захватывающими зимними морскими и урбанистическими видами и пленяющими глаз современными линиями мостов можно познакомиться на экскурсии Александра Воеводского «Открываем ЗСД! Необычный ракурс».
Мы не только расскажем о ЗСД, не только прокатимся в разных направлениях по разным участкам, но и дадим возможность сделать множество кадров с тех точек, откуда открываются особенно красивые виды на мосты и эстакады.
Из автобуса открываются значительно лучшие виды, чем из машины, так как в автобусе пассажиры сидят гораздо выше.