Оставить отзывСвернуть форму |
Оставьте Ваш отзыв здесь
|
RSS

Татьяна Анциферова
1 декабря 2021
МУЗЕЙ УЧИЛИЩА ШТИГЛИЦА
Так случалось, что приехав в Вену, Рим или Париж, на музеи прикладного искусства уже не хватало ни времени, ни сил. Честно говоря, не очень и расстраивались. Оказалось, что зря. Там есть, чем восхититься, чему удивиться.
Спасибо "Эклектике" - традиция нарушена, собственными глазами убедилась, как же хорош наш петербургский музей художественно-промышленной академии имени А.Л.Штиглица.
АРХИТЕКТОР И ПЕРВЫЙ ДИРЕКТОР.
В России всегда было много меценатов. Одни жертвовали монастырям, другие помогали бедным - строили больницы, приюты, воспитательные дома, третьи - покупали шедевры живописи, а потом дарили их государству... Промышленник барон Александр Людвигович Штиглиц тратил деньги не только на строительство железных дорог, но и на образование.
В 1876 году он основал Центральное училище технического рисования для подготовки рисовальщиков, живописцев, скульпторов для художественной промышленности, а также учителей черчения и рисования для выявления способностей у рабочих и ремесленников.
Для того, чтобы учащиеся в качестве примера для подражания могли ориентироваться на мировые образцы изделий из стекла, фарфора, металла, текстиля и предметов мебели, был создан музей. Он открылся в 1896 году при участии царской семьи во главе с Николаем II, а также художников Репина и тогда молодых, но подающих надежды Остроумовой-Лебедевой и Петрова-Водкина. .
В музее впечатляет все: и архитектура здания, и интерьеры, и собранная коллекция.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ.
Первым директором стал известный архитектор Максимилиан Месмахер - автор дворца Великого князя Алексея Александровича на Мойке 122, здания нынешнего военно-морского архива и т.д. Он же был автором проекта учебного заведения.
Уникальная система обучения соответствовала самым прогрессивным европейским идеям перехода от ремесленного к инженерному подходу. Отсюда весьма разносторонняя программа.
В училище принимали юношей и девушек, независимо от сословия. Требовались лишь успешная сдача экзамена по рисунку и четыре класса гимназии или реального училища. Дисциплина - чрезвычайно жесткая. Опоздавшего даже на одну минуту в класс не впускали, дверь запиралась на ключ. Система оценок - двенадцатибалльная. Причем в конце года отчисляли, как неспособных, даже учившихся на 8 или 9 баллов. Учащихся бесплатно кормили завтраками и обедами, им платили высокую стипендию. Практику воспитанники проходили на Императорском фарфоровом заводе, на ювелирной фирме Фаберже, в мастерских Императорских театров. В течение года они непременно должны были предоставить свои работы на выставки. Самые талантливые выезжали на практику в Италию.
ЗДАНИЕ.
По задумке создателей учеников должна окружать красота. Так и было. Занятия проходили в одном из самых красивых зданий Петербурга.. Здесь же располагался и музей. Месмахер придумал архитектуру, навеянную Италией . Словно северный флорентийский палаццо раннего Возрождения раскинулся на Фонтанке. Но главный выставочный зал пришлось накрыть стеклянной крышей - наш климат отличен от средиземноморского. Купол похож на сундучок с крышкой. Солнце в Северной Венеции светит не часто, у нас с ноября по февраль случаются черные дни. Потому света категорически не хватало. К модному в Европе естественному освещению пришлось добавить электрическое и закрыть арки. Но и этого было мало, поэтому в зимние месяцы музей не принимал посетителей, был закрыт. До 1941 года стеклянный купол был покрыт витражами, но в блокаду они погибли, и вряд ли будут когда-нибудь восстановлены.
Чтобы представить все великолепие, вспомните сцену бала у Сатаны в сериале "Мастер и Маргарита", очень эмоционально и впечатляюще здесь снятую.
ПЕРГАМСКИЙ АЛТАРЬ
На втором ярусе этого (Большого выставочного или Итальянского) зала находится гипсовый слепок Пергамского алтаря. Подлинный античный памятник после войны в течение тринадцати лет хранился в Эрмитаже, а в 1958 году, по распоряжению Хрущева, его вернули в Германию. По договору между сторонами, перед отправкой в Берлин, была сделана копия, которую Эрмитаж по понятным причинам передал Музею академии. Он не хранит копии.
ИНТЕРЬЕРЫ.
Тридцать залов музея подобрано Месмахером в соответствии с тематикой экспозиции. Римская лестница, Готический и Египетский залы, "Теремок", зал печей, залы Медичи и Фарнезе, Папские галереи (копии лоджий Рафаэля) ...
Газета "Всемирная иллюстрация" писала: ""Внимание каждого проходящего по шумной Пантелеймоновской улице невольно останавливалась на здании, которое высится рядом с церковью и приятно поражает зрителя своим монументальным видом. Обняв взором его фасад, исполненный из тесаного песчаника, убеждаешься, что имеешь перед собой музей или храм славы прикладных художеств... Гармония пропорций и какое-то особенно приятное сочетание на этом фасаде архитектуры и скульптуры заставляют каждого признать, что другого такого музея прикладных искусств нет нигде и что здание несравненно лучше подобных учреждений в Берлине, Вене и Лондоне."
ХХ ВЕК.
Новое время стало настоящим испытанием и для училища, и для музея. Из-за революционных событий с 1905 по 1909 годы в здании располагались склады и мастерские Красного Креста по изготовлению бинтов и противогазов.
После октябрьских событий училище окончательно закрыли, а экспонаты музея передали Эрмитажу. Лишь в 1945 году, когда стране понадобились реставраторы, было создано Ленинградское художественно-промышленное училище, получившее имя Веры Мухиной.
В декабре 2006 года Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии академии присвоено имя Штиглица. Иногда справедливость торжествует!
После экскурсии вышла на улицу и ахнула. Уже зажглись фонари, но небо еще сияло нежно-голубым цветом. Как будто к небесно-голубому добавили немножко белил. Пастельные дома на Фонтанке, черная Нева, прозрачный воздух, черная графика деревьев... Смотришь и не можешь не восхищаться.
И эта красота, и восхищение, и счастье видеть вполне доступны. Стоит только прийти на закате солнца. Или всегда!
Так случалось, что приехав в Вену, Рим или Париж, на музеи прикладного искусства уже не хватало ни времени, ни сил. Честно говоря, не очень и расстраивались. Оказалось, что зря. Там есть, чем восхититься, чему удивиться.
Спасибо "Эклектике" - традиция нарушена, собственными глазами убедилась, как же хорош наш петербургский музей художественно-промышленной академии имени А.Л.Штиглица.
АРХИТЕКТОР И ПЕРВЫЙ ДИРЕКТОР.
В России всегда было много меценатов. Одни жертвовали монастырям, другие помогали бедным - строили больницы, приюты, воспитательные дома, третьи - покупали шедевры живописи, а потом дарили их государству... Промышленник барон Александр Людвигович Штиглиц тратил деньги не только на строительство железных дорог, но и на образование.
В 1876 году он основал Центральное училище технического рисования для подготовки рисовальщиков, живописцев, скульпторов для художественной промышленности, а также учителей черчения и рисования для выявления способностей у рабочих и ремесленников.
Для того, чтобы учащиеся в качестве примера для подражания могли ориентироваться на мировые образцы изделий из стекла, фарфора, металла, текстиля и предметов мебели, был создан музей. Он открылся в 1896 году при участии царской семьи во главе с Николаем II, а также художников Репина и тогда молодых, но подающих надежды Остроумовой-Лебедевой и Петрова-Водкина. .
В музее впечатляет все: и архитектура здания, и интерьеры, и собранная коллекция.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ.
Первым директором стал известный архитектор Максимилиан Месмахер - автор дворца Великого князя Алексея Александровича на Мойке 122, здания нынешнего военно-морского архива и т.д. Он же был автором проекта учебного заведения.
Уникальная система обучения соответствовала самым прогрессивным европейским идеям перехода от ремесленного к инженерному подходу. Отсюда весьма разносторонняя программа.
В училище принимали юношей и девушек, независимо от сословия. Требовались лишь успешная сдача экзамена по рисунку и четыре класса гимназии или реального училища. Дисциплина - чрезвычайно жесткая. Опоздавшего даже на одну минуту в класс не впускали, дверь запиралась на ключ. Система оценок - двенадцатибалльная. Причем в конце года отчисляли, как неспособных, даже учившихся на 8 или 9 баллов. Учащихся бесплатно кормили завтраками и обедами, им платили высокую стипендию. Практику воспитанники проходили на Императорском фарфоровом заводе, на ювелирной фирме Фаберже, в мастерских Императорских театров. В течение года они непременно должны были предоставить свои работы на выставки. Самые талантливые выезжали на практику в Италию.
ЗДАНИЕ.
По задумке создателей учеников должна окружать красота. Так и было. Занятия проходили в одном из самых красивых зданий Петербурга.. Здесь же располагался и музей. Месмахер придумал архитектуру, навеянную Италией . Словно северный флорентийский палаццо раннего Возрождения раскинулся на Фонтанке. Но главный выставочный зал пришлось накрыть стеклянной крышей - наш климат отличен от средиземноморского. Купол похож на сундучок с крышкой. Солнце в Северной Венеции светит не часто, у нас с ноября по февраль случаются черные дни. Потому света категорически не хватало. К модному в Европе естественному освещению пришлось добавить электрическое и закрыть арки. Но и этого было мало, поэтому в зимние месяцы музей не принимал посетителей, был закрыт. До 1941 года стеклянный купол был покрыт витражами, но в блокаду они погибли, и вряд ли будут когда-нибудь восстановлены.
Чтобы представить все великолепие, вспомните сцену бала у Сатаны в сериале "Мастер и Маргарита", очень эмоционально и впечатляюще здесь снятую.
ПЕРГАМСКИЙ АЛТАРЬ
На втором ярусе этого (Большого выставочного или Итальянского) зала находится гипсовый слепок Пергамского алтаря. Подлинный античный памятник после войны в течение тринадцати лет хранился в Эрмитаже, а в 1958 году, по распоряжению Хрущева, его вернули в Германию. По договору между сторонами, перед отправкой в Берлин, была сделана копия, которую Эрмитаж по понятным причинам передал Музею академии. Он не хранит копии.
ИНТЕРЬЕРЫ.
Тридцать залов музея подобрано Месмахером в соответствии с тематикой экспозиции. Римская лестница, Готический и Египетский залы, "Теремок", зал печей, залы Медичи и Фарнезе, Папские галереи (копии лоджий Рафаэля) ...
Газета "Всемирная иллюстрация" писала: ""Внимание каждого проходящего по шумной Пантелеймоновской улице невольно останавливалась на здании, которое высится рядом с церковью и приятно поражает зрителя своим монументальным видом. Обняв взором его фасад, исполненный из тесаного песчаника, убеждаешься, что имеешь перед собой музей или храм славы прикладных художеств... Гармония пропорций и какое-то особенно приятное сочетание на этом фасаде архитектуры и скульптуры заставляют каждого признать, что другого такого музея прикладных искусств нет нигде и что здание несравненно лучше подобных учреждений в Берлине, Вене и Лондоне."
ХХ ВЕК.
Новое время стало настоящим испытанием и для училища, и для музея. Из-за революционных событий с 1905 по 1909 годы в здании располагались склады и мастерские Красного Креста по изготовлению бинтов и противогазов.
После октябрьских событий училище окончательно закрыли, а экспонаты музея передали Эрмитажу. Лишь в 1945 году, когда стране понадобились реставраторы, было создано Ленинградское художественно-промышленное училище, получившее имя Веры Мухиной.
В декабре 2006 года Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии академии присвоено имя Штиглица. Иногда справедливость торжествует!
После экскурсии вышла на улицу и ахнула. Уже зажглись фонари, но небо еще сияло нежно-голубым цветом. Как будто к небесно-голубому добавили немножко белил. Пастельные дома на Фонтанке, черная Нева, прозрачный воздух, черная графика деревьев... Смотришь и не можешь не восхищаться.
И эта красота, и восхищение, и счастье видеть вполне доступны. Стоит только прийти на закате солнца. Или всегда!
Ответ Эклектики
Татьяна Евгеньевна,
Ваши отзывы заставляют работать ещё больше, копать глубже, смотреть внимательнее, вслушиваться, вникать...
Мы очень дорожим Вашим участием в наших экскурсиях и турах.
Вы и Владимир всегда нас вдохновляете!
ИгорЬ Воеводский
Ваши отзывы заставляют работать ещё больше, копать глубже, смотреть внимательнее, вслушиваться, вникать...
Мы очень дорожим Вашим участием в наших экскурсиях и турах.
Вы и Владимир всегда нас вдохновляете!
ИгорЬ Воеводский

