95 лет назад родился Александр Серый. О режиссёре одного из самых наших любимых кинофильмов «Джентльмены удачи» читайте в нашей статье.
Александр Иванович Серый родился 27 октября 1927 года под Воронежем, в семье биолога и агронома. Учился в Московском энергетическом институте, потом перевёлся в Московский авиационный институт, по окончании которого работал инженером, начальником лаборатории в институте, старшим инженером Московского радиоцентра.
Вместе с Г. Н. Данелией учился на Высших режиссёрских курсах при «Мосфильме», после окончания которых с 1958 года работал на этой студии.
В том же году Серый был осуждён за то, что сделал своего соперника–архитектора инвалидом. Выйдя на свободу, совместно с А. А. Бобровским поставил в 1963 году шпионский фильм «Выстрел в тумане». Его девушка Марина Александра дождалась Александра и вышла за него замуж. Бывшему уголовнику не давали снимать, пока на сцене не появился его друг, также полузапрещённый в конце 1960-х кинорежиссёр и сценарист Георгий Данелия.
Сценарий написали быстро и энергично, так родились идея с двойником, многие фразы («Кто ж его посадит? Он же памятник!»); мысль называть плохого человека «редиской» возникла, когда вспомнили, что Ленин отзывался о Плеханове, как о красном снаружи и белом внутри, как редиска.
Данелия выступил вдохновителем и художественным руководителем новой криминальной комедии, посвящённой перевоспитанию группы уголовников. Он обратился к бывшей ленинградке, сценаристу и писательнице Виктории Токаревой и к Серому, и пригласил их на обсуждение создания фильма.
Идею фильма предложил Серый, писали и переписывали сценарий Данелия и Токарева. Комедии, повествующей о такой неоднозначной теме, как преступный мир СССР, в которой играли такие звёзды, как Евгений Леонов, Георгий Вицин, Савелий Крамаров, Анатолий Папанов, Олег Видов, Наталья Фатеева, просто суждено было стать хитом экранов на десятилетия; а многие фразы героев стали крылатыми. Съёмки проходили в Москве и в Узбекистане.
Из-за обилия тюремного жаргона картина вышла не сразу, но благодаря тому, что глава МВД Н. Щёлоков хохотал до упаду, а Брежнев также оценил юмор и заметил, что «этот жаргон знает каждый мальчишка», всё решилось благополучно.
Несмотря на огромный успех, имя Александра Серого осталось незамеченными, его даже не пригласили на премьеру и лавры приписывались Данелии. Сам Серый писал:
«Началось всё на фильме «Джентльмены удачи». Сценарий его мы написали вдвоём с моим товарищем по учёбе и тогдашним другом Г. Данелия. Поскольку заключение сценарных договоров с работниками студии не поощряется, Данелия предложил, чтобы договор был подписан с Викторией Токаревой, окололитературной дамой, с которой тогда у него начинался роман. Само собой подразумевалось, что деньги будут поделены на троих. Хотя Токарева сценария не писала, я не протестовал — ведь Данелия «пробил» мне эту постановку. Когда фильм был снят, Данелия сказал мне: «Шурик, не пиши в титрах, что ты соавтор сценария. Напиши Вику и меня. Её на первом месте — давай сделаем ей этот подарок. А тебе достаточно сделать себе имя, как режиссёру». «Хорошо, Гия, — ответил я, — ты мой друг. Раз ты так считаешь, так и сделаем». А когда выяснилось, что фильм удался и ему дали огромный тираж, Данелия приехал ко мне домой и сказал: «Шурик, мы тебе денег больше не дадим». «Почему?». «Хватит с тебя славы. Кроме того, не забывай, что это я пробил тебе постановку». «По-моему, ты поступаешь подло» — сказал я ему. «Ты что же, берёшь с друзей за хлопоты?». Он ничего не ответил и уехал, а я лишился (сдуру, очевидно) и друга и восьми тысяч тиражных. Зато обрёл отличного врага… Если как комедийный режиссёр, чей фильм посмотрели почти 80 млн зрителей, я 4 года без работы и, извините, без зарплаты, так сколько ещё может выдержать не евши моя семья? Или, может, действительно, не нужна нам комедия?»
Затем режиссёр самостоятельно поставил ещё две комедии: «Ты — мне, я — тебе» (1976) и «Берегите мужчин!» (1982), однако они были менее заметными.
Идея снять продолжение «Джентльменов удачи» не получила поддержки у Данелии и Токаревой.
Однажды к Серому постучали. Он открыл дверь и в него выстрелили из ружья для подводной охоты, это пришёл отомстить своему удачливому сопернику тот архитектор.
Ещё во время съёмок у Александра Ивановича обнаружили лейкемию, болезнь прогрессировала, что привело к его трагическому уходу из жизни 16 октября 1987 года.
